Закрыть

Колонки

Разорвать порочный круг насилия

 

После народных восстаний, замечательных своей ненасильственностью, на первый план выходят вооруженные конфликты, с десятками, даже сотнями смертей. Казавшееся раньше светлым будущее вдруг покрылось мраком.

Ближний Восток – очень сложное место с многочисленными и взаимосвязанными проблемами,  уже поговаривают о войне с Ираном на фоне множащихся  в последние недели опасностей и увеличивающейся напряженности. Все страны региона, и их союзники по всему миру, находятся  в состоянии повышенной готовности.

Израиль окрестил Иран «угрозой своему существованию», США и Европа объявили эмбарго на иранскую нефть (уверяя в то же время, что  ливийские запасы, оказавшиеся сейчас под их контролем, могут быть использованы в качестве краткосрочной замены).

Среди царящего в Египте смятения  США делают все возможное для защиты собственных интересов, полагаясь на свои крепкие связи с той частью военных, которые по-прежнему контролируют страну. Россия и Китай только что наложили вето на резолюцию ООН, осуждающую насилие, творимое режимом Башара Асада в Сирии. Ситуация обостряется: старые и новые игроки на Ближнем Востоке сошлись в поединке во имя противоположных интересов.

Турция — все еще союзник Америки, но в то же время новый игрок на шахматной доске, которая простирается к востоку и к Азии — предпочитает третий путь. Правительство этой  преимущественно мусульманской страны прекрасно осознает разногласия между суннитами и шиитами, угрожающие современному мусульманскому сознанию.

Многие надеялись, что «арабская весна» обеспечит светлое будущее региону, что возникнут новые устремления и новые национальные и международные союзы (все народы испытывают жажду свободы, достоинства и демократии). Вместо этого каждая страна погрузилась в свои внутренние противоречия, братоубийственные конфликты и насилие, приводящие к гибели невинных людей.

В тени недавних египетских выборов военные сделали все возможное для распространения сомнений и страха. Они знают, что их будущее господство зависит от сегодняшней нестабильности.

Сирийский режим указывает на «терроризм» тех, кто ему противостоит,  инсценируя взрывы и стрельбу для оправдания своих беспощадных репрессий. Это сценарии, виденные уже сотни раз, повторяющиеся и предсказуемые – так что же изменилось на Ближнем Востоке? Правительства насмехаются над людскими надеждами, точно так же как Запад, играющий словами и гуманитарными проблемами.

Положение серьезное; мужество и решимость народа непоколебимы. Пора бить тревогу, предупреждать об угрозе возврата к старому, поворота назад, осуществляемого возникающими  сегодня по всему региону режимами.

Ужас диктатур настолько велик, что скоро, возможно, нам придется столкнуться с циничным определением «управляемая демократия». Три основные характеристики новой модели управления уже оказались в центре внимания: одержимость национализмом – в противоположность региональной политике, склонность переоценивать силу политических структур по сравнению с доминирующей экономической моделью, и, наконец, роль вооруженных сил в вопросах безопасности и стабильности.

Эти три черты уже применяются монархиями (настаивающими, правда, хотя и только на словах, на следовании демократической модели), и складывающаяся геополитическая карта региона под громкими заявлениями о приверженности демократии скрывает те же механизмы.

Насилие, которое сейчас распространяется по всему Ближнему Востоку, происходит в решающий момент для будущего его народов и их  освобождения. «Весна» еще не пришла, никакой революции не было, на чем я настаивал с самого начала восстаний. Но общественное сознание все же может использовать этот исторически важный момент насилия и напряженности для укрепления устойчивости к манипуляциям, будь то со стороны военных, или политических сил, всячески способствующих расколу.

Никакого почтения нельзя проявлять к диктаторам (как в Сирии), пережиткам бывших режимов (как в Египте), или занимающимся поиском рынков государствам и корпорациям (как в Ливии). Национального самосознания и демонстраций без дальновидности уже не достаточно.

Восстаниям, чтобы перерасти в  революции,  нужны четкие региональные и международные цели. Пока что США, Европа и Израиль, так же как Китай, Россия и Индия, защищают свои собственные интересы, и открыто, и за кулисами.

Если арабский мир утратит надежду после своих неудачных восстаний, великие мировые державы ничего не потеряют. Чтобы добиться успеха, сегодняшним революциям требуется никак не меньше чем арабская сознательность, которую могут продемонстрировать только народы этого региона. Но только если они не откажутся от борьбы.

Народы региона должны преобразить нынешнее насилие в освобождение. Иначе им и дальше придется подсчитывать жертвы среди руин, после футбольных матчей или побоищ в деревнях. Такова цена свободы, цена достоинства.

 

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях