Марш тысяч сторонников оппозиции по улицам Манамы к Перл Раундэбаут, который в течение нескольких недель прошлого года был эпицентром продемократических протестов, стал крупнейшим выступлением за последние несколько месяцев, сообщает «Аль-Джазира».
Тысячи полицейских из спецподразделений и сотрудников других сил безопасности заняли позиции вокруг площади, чтобы не дать оппозиции провести на ней массовый митинг. Наряды полиции были усилены по всему островному королевству.
Участников демонстрации не испугало предупреждение властей о «политике нулевой терпимости» к антиправительственным выступлениям на стратегическом острове в Персидском заливе, где базируется 5-й флот ВМС США.
«Мы не отступим, — сказал Надер Абдульимам, укрывшийся в одном из жилых домов на окраине Манамы вместе с другими демонстрантами, спасавшимися от слезоточивого газа. — Это продолжается уже целый год, и будет продолжаться еще больше».
Некоторые протестующие принялись бросать бутылки с зажигательной смесью и камни после того, как силы безопасности применили слезоточивый газ. В районе, расположенном примерно в 10 км к западу от центра Манамы, некоторые демонстранты забрались на древние могильные курганы, насчитывающие более 5 тысяч лет, размахивая флагами с изображением стоящего на площади Перл Раундэбаут памятника с шестью зубцами.
Случайные столкновения
В стране было введено военное положение после того, как силы безопасности штурмовали лагерь протестующих на площади, а затем снесли стоявший в ее центре памятник.
Находящаяся сейчас под усиленной охраной площадь имеет большое символическое значение для оппозиционного движения в Бахрейне, и демонстранты неоднократно пытались захватить ее. Однако с марта прошлого года властям в целом удается не допускать их в столицу. Тем не менее, в преимущественно шиитских деревнях вокруг столицы почти каждый день вспыхивают уличные бои между силами безопасности и демонстрантами.
Правящая в Бахрейне суннитская монархическая династия пообещала не допустить усиления акций протеста по случаю годовщины восстания. Король Бахрейна Хамад бин Иса Аль Халифа заявил, что события прошлого года достойны сожаления, хотя и призвал не преувеличивать серьезность угрозы, которую представляют протесты для правящей уже 200 лет суннитской династии.
Король подчеркнул, что массового движения оппозиции в стране на самом деле не существует.
«Я сожалею о событиях прошлого года, — сказал он в опубликованном в воскресенье интервью немецкому еженедельнику Spiegel. — Но в Бахрейне нет никакой оппозиции, в том смысле, что нет единого блока. Такое нам не свойственно. Есть только люди с разными взглядами, и это хорошо».
Осада деревень
Шииты, которые составляют около 70 процентов 525-тысячного населения Бахрейна, утверждают, что на протяжении десятилетий подвергаются дискриминации — например, не имеют доступа к руководящим постам в политике и системе безопасности.
Суннитские правители страны предприняли определенные шаги к осуществлению реформ, в том числе наделению парламента большими полномочиями. В понедельник утром король Бахрейна объявил о назначении шиита Садока бин Абдулькарима аль-Шехаби министром здравоохранения.
Это назначение имеет большое политическое значение, поскольку главная больница Бахрейна сыграла заметную роль в первые недели восстания. Власти утверждают, что медицинский персонал помогал демонстрантам. После подавления выступлений десятки врачей и медсестер были отданы под суд.
Однако правительство до сих пор отказывается проводить далеко идущие реформы, которых требуют демонстранты и основная шиитская организация «Аль-Вефак» — крупнейшей оппозиционная партия страны. Среди них лишение монархии возможности назначать правительство и определять основные моменты государственной политики.
Партия «Аль-Вефак» осудила введение властями «осады» деревень вокруг Манамы накануне первой годовщины «революции» в Бахрейне. В сделанном в воскресенье заявлении она утверждает, что полиция штурмовала дома и без разбора применяла слезоточивый газ в густонаселенных районах. Сообщений об увечьях не поступало, но по сведениям оппозиции, несколько человек были задержаны.
Всего за несколько месяцев политических волнений в Бахрейне были убиты по меньшей мере 40 человек.