По праву, «Берлинале» может считаться одним из центральных событий в мире кинематографа. Однако, в отличие от Каннского и Венецианского фестиваля, в нем принимают участие не только маститые режиссеры, но и новички — любители. Таким образом, конкурс помогает определить не только лучшие мировые премьеры, но и раскрывает новые таланты.
Фестиваль «переломов» и «перемен»
«Прошел только год, как президент Хосни Мубарак перестал править Египтом. Составляя программу фестиваля, мы старались передать это, рассказать об «арабской весне». Вы увидите много документальных картин на эту тему», – сказал в преддверии фестиваля его директор Дитер Косслик.
Именно революционные протесты, демонстрации и чаяния народа, требующего свободы и достоинства после долгих десятилетий самовластия – стали главной темой Берлинского фестиваля.
В этом году киноконкурс проходит под громким девизом «Переломы и перемены».
В рамках фестиваля Косслик обещает зрителям целый цикл документальных фильмов о событиях в арабском мире. Потому что «по таким картинам видишь, как повсеместно на земле рушатся старые системы, на их месте возникает нечто новое, как люди борются за свою свободу и человеческое достоинство», – утверждает он.
Брильянте Мендоза и братья Тавиани поохотятся на «Медведя»
Восемнадцать мировых премьер из Германии, Франции, Индонезии, Греции, Италии, Испании, Венгрии, Дании и Сенегала в этом году вступят в борьбу за награду – золотого и серебряного «медведей».
Пожалуй, основным претендентом на главный приз фестиваля является картина «Пленник» известного филиппинского экстремала Брильянте Мендозы. Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о захвате в заложники христианских миссионеров.
«Мендоза в своей одержимости кино во многом схож с Фассбиндером. За четыре года он снял девять фильмов. Цифра по нынешним временам немыслимая. У Мендозы четко вырисовывается своя идеология, которая может служить большим вдохновением для многих начинающих режиссеров», – пишет о филиппинском режиссере интернет-журнал об авторском кино Cineticle.
Кинолента итальянских классиков Витторио и Паоло Тавиани «Цезарь должен умереть» – полудокументальная история , снятая в римской тюрьме Ребиббья среди пожизненных заключенных – также попала в список фаворитов кинофестиваля.
«Братья Тавиани стали законодателями национального кино. В своих они кинолентах продолжают традиции неореализма – приглашение непрофессиональных актеров, использование натурных съемок и естественного освещения, сюжеты, основанные на жизни простых людей» – пишет «ТВ-Культура».
Высокие шансы на победу критики оставляют и за тремя немецкими режиссерами – Ханс-Кристиан Шмид , Матиас Гласнер и Кристиан Петцольд . Три их работы «Что остается», «Милость» и «Барбара» – три истории о бедах в личной жизни и конфликтах в семье.
Главная интрига – дуэт двух режиссеров
И все же, пожалуй, главной интригой фестиваля станет – совместная работа российского режиссера и продюсера Александра Роднянского и американского кинорежиссера Билли Боба Торнтона. Они представят на суд зрителей киноленту «Машина Джейн Мэнсфилд». Это драма американской семьи конца 1960-х годов, полностью отснятая в США.
Вслед за бывшим мужем – Торнтоном в роли режиссера в Берлине выступит и Анджелина Джоли, снявшая фильм о любви серба и боснийской мусульманки, заключенной сербского концлагеря, о котором уже рассказывал WordYou. «В краю крови и меда» покажут вне основного конкурса.
Помимо самого фестиваля в Германии пройдут и параллельные внеконкурсные программы – «Панорама» и «Форум», где представлены картины из малоизвестных стран, ленты, не допущенные к прокату на родине, политическое и документальное кино.
Алексей Мизгирев представит здесь свой «Конвой» – историю о «жажде перемен». Еще одна картина, заявленная в «Панораме» – «Завтра» молодого режиссера Андрея Грязева, рассказывающая о скандальной деятельности арт-группы «Война».
Впрочем, на этом список российских картин на Берлинале не заканчивается. Впервые на фестивале в Германии покажут отреставрированный фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь».
«Попадание русской картины на Берлинский фестиваль показывает, что наше авторское кино интересно мировому киносообществу», — отмечает российский кинорежиссер Павел Лунгин.