Смотрю страшные кадры из Сомали.
Будто это вовсе не репортаж из нашего времени, а взгляд в какое-то дикое прошлое.
Будто ничего не изменилось: мы так ничему и не научились, кроме как произносить благозвучные речи о милосердии и принимать благонамеренные резолюции ООН.
Нас уверяли, что одна из главных задач нового тысячелетия — ликвидировать голод на Земле. Однако мы, как и в прошлом веке, столь же далеки от этой цели. Одно из основных прав человека – иметь достаточно еды, чтобы выжить – для миллионов жителей Африки по-прежнему остается только мечтой.
Наши сомалийские братья и сестры по Адаму остро нуждаются в нашей помощи. Страна пережила за последнее время множество трудностей и суровых испытаний. Но где же справедливость? Что пошло не так в Сомали? После бедности, народных волнений, гражданской войны и захвата власти радикальными группировками (действующими то ли за, то ли против ислама) страна достигла крайней стадии нищеты, убивающей миллионы детей, женщин и стариков.
Во время поста, сидя в ожидании, когда подадут еду, мы смотрим эти душераздирающие кадры. И боль не разрывает сердце… Как такое возможно? Народ Сомали ждет, когда наши сердца откроются, когда совесть наша проснется.
Это позор…. Мы постимся, чтобы приблизиться к Богу, чтобы почувствовать вкус бедности, и в то же время выказываем полное безразличие к бедным и голодающим на нашей планете! Сомали нуждается в нашей солидарности. И нам, как мусульманам, было бы полезно переосмыслить то, как мы распоряжаемся закятом, садакой, и даже мясом животных, забитых во время праздника Ид аль-Адха (праздника жертвоприношения).
Так мы сможем напомнить верующим, что не может быть веры без заботы о бедных.
Смысл не только в том, чтобы проявить солидарность, оказав помощь нуждающимся, но и выразить уважение, дав людям возможность стать самостоятельными и не нуждающимися больше в благотворительности других.
Сейчас особенное время. Мусульмане должны проявить инициативу, и перечислить свой закят (очистительный социальный налог) и саадака (добровольные пожертвования) организациям, занимающимся реализацией проектов в таких странах, как Сомали. Это должна быть как экстренная помощь, так и долгосрочные вложения в создание социальных служб, школ, развитие местной инфраструктуры.
Через два месяца наступает один из главных мусульманских праздников. Вместо того, чтобы резать миллионы овец, мусульманам разрешается послать соответствующее количество денег в Сомали, чтобы накормить голодающих. Конечно, такая немасштабная, индивидуальная помощь народу Сомали ситуацию в целом не изменит, но она даст возможность проявить совершенно необходимое с гуманистической и духовной точки зрения личное участие.
Она даст почувствовать человеческую общность и заботу каждого, без которых немыслима жизнь тех, кто сохранил чувство собственного достоинства в нашем разобщенном мире.
Хотя, народ Сомали не нуждается в нашей благотворительности. Чтобы помочь ему выжить, мы должны обратиться к своим правительствам, и потребовать не только оказать немедленную помощь этой стране (послав несколько миллионов долларов или еду), но также с ответственностью подходить к выработке долгосрочных стратегий.
Несправедливость ситуации в Сомали заключается не в тяжелой судьбе ее народа, а в нашей неизменной и не имеющей оправдания пассивности, в принятии нами антигуманного экономического порядка. Конечно, проще всего во всем винить «злую судьбу», и плакать о «тяжкой их доле». Но несправедлива сама глобальная система, при которой богатые страны просто выбрасывают тысячи тонн еды, в то время как другие умирают от голода. Вместо бесполезных резолюций ООН и красивых слов о солидарности мы должны провести серьезные преобразования существующего экономического порядка, радикальные преобразования.
Мы сейчас празднуем, по выражению некоторых аналитиков, «арабскую весну». Арабы освобождаются от политических диктатур, от длившегося много лет отчуждения. И замечательно было бы видеть (как ответ на бедственное положение в Сомали, и многие другие проявления крайней нищеты), что люди на Западе освобождаются от того образа мыслей, при котором подобная нищета (и наше собственное процветание) воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Как приятно было бы наблюдать «западную осень», когда сердца и души богатых возвысятся до уровня общечеловеческой сознательности, которая подскажет им, что их богатство постыдно, если приобретено оно посредством недостойного обращения с двумя третями человечества.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть».