Широкий жест Гурбангулы Бердымухамедова, отказавшегося от предвыборного эфирного времени, мало что меняет и может скорее напугать других кандидатов в президенты. Президент и без того постоянно в кадре. В эти дни, например, по телевидению подробно рассказывают о том, как он инcпектирует свою столицу: знакомится с новыми объектами, начав с санаториев и фито-баров, а затем отправившись на строительство автомагистрали Ашхабад – Геоктепе.
Предводитель и все остальные
Гораздо интереснее, как воспользуются высочайшим подарком его формальные соперники. На самом деле вряд ли им нужна лишняя трибуна. У всех в памяти судьба четырех кандидатов в президенты на выборах-2007, проявивших излишнюю активность. Ишынгулы Нурыев, занимавший тогда пост заместителя министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов после выборов получил длительный тюремный срок, трое его коллег, числившиеся хякимами (региональными руководителями) вскоре были уволены, и их судьба широкой публике не известна.
Тем более, что с тех пор властная вертикаль в стране только укреплялась – после недолгих послаблений, наступивших вслед за смертью Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) в декабре 2006 года. «Вообще с тех пор туркменский режим проделал интересную эволюцию. Бердымухаммедов восстановил Академию наук, театр оперы и балета, вернул в аулы больницы и поликлиники (прежний правитель считал, что туркмены должны лечиться, прежде всего, в столице), что теперь может поставить себе в плюс в глазах, как туркменской интеллигенции, так и Запада, — рассказал WordYou ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Кадырбаев. – Расформировал и такую специфическую силовую структуру, созданную специально для устрашения общества, как полк личной охраны, состоявший из перешедших на службу к Туркменбаши и специально подобранных по грозному внешнему виду российских и украинских офицеров». «Но все возвращается на круги своя, — продолжил наш собеседник. — И вот Бердымухамедов уже провозгласил себя «аркадагом» (предводителем). И вот он, как и его предшественник, сажает неугодных чиновников (все оппозиционеры давно сидят)».
Не случайно другие кандидаты в президенты, патетически рассуждая о нынешней «эпохе великого возрождения», призывают с телеэкрана голосовать за «наиболее достойного кандидата» — понятно за какого. А один из них, руководитель строительного треста Эсендурлы Гайыпов договорился до того, что «сегодня каждый гражданин Туркменистана должен следовать принципу «Человек для государства»». Мол, государство о гражданах и без того заботится.
Зовут Европу, зовут СНГ
«Подкрашенный фасад режима необходим Бердымухаммедову в первую очередь для того, чтобы не смущать демократическую Европу, вместе с которой он намерен разрабатывать серьезные энергетические программы, и от которой он ждет помощь в реформировании, пусть и на свой лад, экономической системы страны », — подчеркивает Александр Кадырбаев.
Как рассказал на одном из последних заседаний правительства туркменский вице-премьер Аннамухаммет Гачыев, Евросоюз предложил Ашхабаду два партнерских проекта: один касается стратегического планирования и развития частного сектора в республике, другой – природопользования, экологии и энергосбережения. Президент тут же публично распорядился «вывести эти проекты на должный уровень». А туркменский ЦИК приветствовал грядущий приезд на выборы наблюдателей от ЕС.
Ждут в Туркмении и наблюдателей от СНГ, в том числе россиян. Тем более, что в отличие от эпохи Туркменбаши, когда Ашхабад поддерживал лишь ассоциированное членство в этом объединении, в текущем году туркмены председательствуют в Содружестве Независимых Государств, а значит все саммиты этого объединения будут проходить в их столице.
Напомним, что в мае 2008 года, между Туркменией и Евросоюзом был подписан меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. С тех пор стали регулярно проводиться туркмено-европейские встречи на различных уровнях, создана специальная рабочая группа, в которую вошли руководители энергетических агентств.
В сентябре прошлого года ЕС утвердил мандат Еврокомиссии на ведение переговоров о строительстве Транскаспийского газопровода. Для Брюсселя цена вопроса, конечно, очень высока: удастся ли в 2012 году договориться одновременно с Туркменией и Азербайджаном о прокладке «в обход России» этой, столь важной для Запада трубы, против чего, естественно, активно выступает Москва.