Закрыть

Колонки

Размышляя о 2011-м

 

С 2008 года экономический спад подрывает старый порядок, и невозможно сказать, существует ли еще некая основа, или даже общая экономическая парадигма, на которую мы до сих пор можем ссылаться. Традиционные, основанные на  политической власти отношения оказались раздробленными, кажутся разрозненными, а «Запад», «Ислам», или «конфуцианство», как цивилизации, похоже, подвергаются осаде.

Повсюду чувствуются «сомнения, страх и неуверенность»; общая и естественная реакция заключается в поиске защиты и уверенности в «чувстве принадлежности». Некоторые впадают в менталитет жертвы, создавая каких-то «других», олицетворяющих все угрозы, реальные и воображаемые. Посреди явного глобального хаоса создание своей вселенной, некоего «мы», к которому можно принадлежать, приносит успокоение.

Это можно подытожить следующим образом: в 2011 году люди ищут «мы», пространство и понятие, с которым они могут себя ассоциировать. Людьми на Востоке и Западе, Севере и Юге движут скорее неопределенные надежды, чем  структурированная идеология.

Транснациональные проблемы

В марте землетрясение и цунами в Японии, убившие более 15 тысяч человек, напомнили нам, что помимо наших узких и националистических проблем, существуют и транснациональные реалии, которые необходимо решать. Атомные электростанции ненадежны; энергия, которую они производят, потенциально опасна. Это касается всего мира. Наводнения в Таиланде и глобальное потепление (которое ощущается повсюду) это признаки того, что за пределами наших конкретных идентичностей, наций, наших цивилизаций, у нас есть общие проблемы, которые мы должны решать вместе. Глобальный хаос требует коммуникации, взаимодействия, и мужественных, согласованных политических действий. Но ни следа политического мужества на горизонте не видно.

Глобальный экономический кризис поразил все страны. В некоторых из них правительства пали, не посоветовавшись со своими гражданами. Новые, никем не избранные технократы захватили Грецию и Италию, рейтинговые агентства выражают мнения и принимают решения, которые оказывают влияние на политическую жизнь и судьбу каждой  промышленно развитой страны.

Ни один президент, ни премьер-министр, ни одна политическая партия, похоже, не способны справиться с  этими новыми реалиями в одиночку: транснациональная динамика навязывается  Соединенным Штатам так же, как и России, Китаю и развивающимся странам Южной Америки и Азии. Пока люди ищут какое-то «мы» (к которому можно было бы принадлежать), мир обнажает нашу полную «взаимозависимость»: «мы» — это ничто без «вы» и «они».

Захвати и не отдавай

Люди на улицах Испании, Греции, Лондона, Нью-Йорка и т.д., из транснационального движения «Захвати…», призывают к большей справедливости, прозрачности и истинно демократическим процедурам. Они чувствуют себя отчужденными, обделенными уважением; их социальные льготы и права постепенно размываются и теряются. Они не видят будущего за пределами этого хаоса, и понимают, что никакой не демократический процесс, а очень немногие люди и организации  определяют их будущее. Какой смысл голосовать, если ни граждане, ни избранники практически не могут повлиять на окончательные решения. Кто же тогда нас ведет?

Западные протесты стали эхом восстаний в странах Северной Африки и Ближнего Востока. В Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Бахрейне и Сирии народ говорит «нет» диктаторам. Они призывают к социальной справедливости, достоинству и демократии – той самой демократии, которая в настоящее время ставится под сомнение, подвергается недоверию и все чаще и чаще предается на Западе.

Это транснациональное движение, некоторые называют его «арабской весной», но осознание и притязания остаются при этом очень националистическими. Тунисцы за Тунис, египтяне за Египет, и так далее и тому подобное: освободительные  национальные движения создают на некоторое время это защитное «мы». Но только на время. Скоро в Ливии, Египте и Сирии региональные и глобальные проблемы обнажат  конечную социально-экономическую истину: освободить страну еще недостаточно; это, по сути, ничто, если лежащие в основе экономической власти отношения не оспариваются, не реформируются или просто не отвергаются вовсе.

Политическая так называемая «весна» может привести к холодной экономической «зиме». Улицы Юга должны внимательно прислушаться к улицам Севера, и наоборот: их «мы» нуждаются в «они». Истинно освободительное движение должно слить воедино надежды первых и разочарования последних, для получения реалистичной альтернативы.

Глобальное «мы»

2011 год выявил многое. И хотя угнетенные по-прежнему остаются угнетенными, и хотя палестинцы все еще преданы забвению, мы должны быть позитивно настроены и полны энергии. Народы всего мира говорят «нет»,  они хотят, чтобы ним относились достойно. Они, возможно, не знают, как построить лучшее будущее, но первый шаг — это встать и сказать. Будем надеяться, что 2011 год окажется переходным: за пределами движения «Захвати…», «арабского пробуждения», грозящих миру экологического и экономического кризисов — мы можем только надеяться, что народы поймут, сколь взаимосвязаны стали их судьбы.

Парадоксально, но в нашем глобальном мире не будет свободы и независимости для отдельной страны, если все страны не смогут понять свою взаимную зависимость. Мечты Юга связаны с динамикой сопротивления Севера, так же как японская ядерная угроза связана с нашим выживанием. Наш мир нуждается, помимо  наших разрозненных надежд, в новой транснациональной идеологии. Наше узкое «мы» нуждается в новом глобальном «мы», ради «нашей» уникальной человечности.

 

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях