«Если бы Иисус родился в этом году, вряд ли ему удалось бы попасть в Вифлеем, — цитирует священника вифлеемского прихода Бейт-Джала Ибрагима Шомали Sydney Morning Herald. — Он бы родился на контрольно-пропускном пункте, либо возле разделительной стены. Марии и Иосифу понадобились бы израильские разрешения — или же они должны быть туристами».
Но даже для многих туристов путешествие в этот город, благодаря израильским ограничениям, превращается в сплошной кошмар. Хотя от Аль-Кудса (оккупированного Восточного Иерусалима) его отделяет всего три мили, из-за барьера, который строит Израиль на Западном берегу, дорога занимает несколько часов.
Более того, от исторического двойника – Иерусалима — Вифлеем отрезают и новые поселения, построенные на 18 квадратных километрах в северной части города, пишет OnIslam. Одно из них — Хар-Хома – возведено на том самом месте, где, как говорят, ангелы объявили о рождении Христа местным пастухам.
Вифлеем с Иерусалимом сейчас соединяет узкий коридор между Хар-Хомой и другим поселением – Гило. Но строительство Гиват Хаматос, о котором было объявлено в минувшем октябре, через несколько лет закроет и эту «брешь».
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон предупредила строительство поселения Гиват Хаматос «вызывает особую озабоченность, так как [это] прекратит географическое соприкосновение между Иерусалимом и Вифлеемом».
В 2004 году Международный Суд вынес историческое решение, признав строительство стены незаконным и обязав Израиль выплатить компенсации пострадавшим палестинцам.
Убивая надежду
Незаконные израильские поселения не только меняют географию оккупированных палестинских территорий, они убивают любую надежду на будущее государство для палестинцев.
«Это действительно огромная проблема для палестинцев в Вифлееме: что будет, когда они совсем нас отрежут?» — вопрошает отец Шомали. Ведь даже если мирное соглашение уничтожит разделительную стену, два города по-прежнему останутся разделенными.
«Эти усилия предпринимаются для предотвращения возможного сосуществования двух государств, поскольку для того, чтобы это проихошло, потребуется жизнеспособное палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме, — говорот Хагит Офран, директор наблюдающей за поселенческой активностью израильской ортанизации «Мир сейчас». — Чем больше Израиль строит, тем выше становится цена палестинского государства».
Палестинцы хотят создать свое государство на ныне оккупированном Западном берегу и в секторе Газа, со столицей в Аль-Кудсе – Восточном Иерусалиме, но при всех существующих израильских поселениях это никак не удастся. Сейчас их на Западном берегу свыше 164-х; они занимают более 40% этой территории. Международное сообщество считает все поселения на оккупированных территориях незаконными, но поделать ничего не может. Или не хочет.
Тем временем будущее священного города Вифлеема, отгороженного от мира израильским разделительным барьером и поселениями, многим представляется безысходным.
«Этот маленький городок Вифлеем скоро станет как гетто, окруженное со всех сторон израильскими поселениями, — предсказывает эксперт в области демографии Вифлеема и консультант палестинского президента Джад Исаак. — Мы уже прошли тот этап, когда Вифлеем можно было спасти. Честно говоря, именно поэтому я больше не праздную Рождество».
Выступая в воскресенье с центрального балкона базилики Святого Петра в Ватикане, папа Римский попросил у Всевышнего мира и стабильности той земле, где появился на свет Иисус Христос, и «возобновления диалога между израильтянами и палестинцами». Свое послание «Urbi et Orbi» («городу и миру») глава Католической церкви адресовал не только 1,3 миллиарда католиков, но всему человечеству. Вот только прислушается ли к нему Израиль?