«Принятие этого закона вредит установлению стабильности на Кавказе, а также еще больше ухудшает отношения между Азербайджаном и Арменией. Поэтому, Франция более не может считаться беспристрастным посредником в карабахском урегулировании», — считает глава Турецкой Республики Абдулла Гюль. Однако в Баку решили «не горячиться». Азербайджанский парламент даже не стал принимать резолюцию с осуждением решения французских законодателей, хотя спикер Огтай Асадов призывал поддержать Анкару.
Недюжинная «гибкость»
Напомним, что Анкара объявила о прекращении военного, экономического и политического сотрудничества с Парижем. В такой ситуации было бы логичным ожидать проявления солидарности со стороны Баку. Во-первых, Азербайджан находится в состоянии войны с Ереваном, причем Турция, поддерживая в нагорно-карабахском конфликте Азербайджан, так и не открыла границ с Арменией, отказавшись установить с ней дипломатические отношения вплоть до полного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий. При этом Анкаре пришлось противостоять давлению Запада, в первую очередь Евросоюза, который требовал от турецких властей нормализации отношений с Ереваном. Во-вторых, у азербайджанцев были и собственные причины для недовольства поведением французского руководства. Так, во время своего недавнего турне по Южному Кавказу президент Саркози провел в Ереване целый день и возложил венок к мемориалу геноцида армян. А вот находясь в Баку, он отказался посетить Аллею шехидов, где похоронены герои борьбы за независимость республики и жертвы карабахской войны. Однако азербайджанская сторона на этот раз заняла «гибкую» позицию.
Поначалу все шло своим чередом. Министерство иностранных дел Азербайджана выступило с заявлением, в котором осудило решение французского парламента по геноциду армян. Официальный Баку, известный своим «трепетным» отношением к гражданским свободам внутри страны, заявил, что данный шаг противоречит основным демократическим принципам Европы, таким как свобода слова и мнения и идет вразрез с взятыми на себя Францией обязательствами соблюдения прав и основных свобод человека. А глава общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов сообщил что «Баку примет адекватные меры, если законопроект о криминализации отрицания геноцида армян вступит в законную силу». Правда, Гасанов не стал уточнять, о каких именно адекватных мерах идет речи.
«Быть рядом с Турцией»
За власть это сделали активисты гражданского общества, призвавшие поддержать призыв Турции об исключении Парижа из состава сопредседателей Минской группы ОБСЕ и удалить французскую компанию Total с разработок нефтяных месторождений на азербайджанском участке Каспия. При принятии таких мер азербайджанский ответ Парижу мог бы прозвучать не менее громко, чем турецкий. Исключение Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ стало бы сильным ударом по ее международной репутации.
С учетом того, что решение французского парламента даже в самой Франции связывают с предвыборной кампанией нынешнего президента Николя Саркози и попытками переключить общественное мнение с экономического кризиса на международную политику, такой удар мог бы достаточно ощутимо отразиться на рейтинге «плейбоя-националиста». Незаметным не осталось бы и ущемление интересов крупнейшей французской нефтегазовой компании. Азербайджанская оппозиция, объединенная в Общественную палату, приняла воззвание, в котором также потребовала от властей «быть рядом с Турцией».
Все это еще аукнется
Глава Европейской программы аналитического центра International Crisis Group Сабина Фрейзер, отвечая на вопросы азербайджанских журналистов, заявила, что Турции будет нелегко добиться ухода Франции из Минской группы по карабахскому конфликту. Независимые источники в Баку также считают, что в этом вопросе резвости от азербайджанских властей ожидать не приходится. Глава бакинского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу напомнил WordYou, что Азербайджан изначально был против принятого ОБСЕ в 1994 году решения сделать Францию сопредседателем Минской группы. «Однако ОБСЕ, не учитывая мнения Баку, в одностороннем порядке объявила Францию сопредседателем, и тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев был шокирован этим решением, которому и воспротивиться-то было сложно, так как о нем глава государства узнал, находясь с визитом во… Франции», — вспоминает Эльхан Шахиноглу. Аналитик пояснил, что сейчас на позицию Баку очень сильно повлияли события на севере Африки и Ближнем Востоке, — ведь Париж играл заметную роль при крушении авторитарных режимов. «Возможно, авторитарные азербайджанские власти примеряют на себя ливийскую или сирийскую ситуацию и пытаются теперь не привлекать особого внимания французов, как, впрочем, и других европейцев», — полагает он.
Но подобное поведение может иметь последствия для азербайджано-турецких отношений. Как известно, Баку уже повел себя неоднозначно во время турецко-израильского конфликта с «Флотилией Свободы». Тогда азербайджанские власти тоже отказались от однозначной поддержки позиции Анкары. Кроме того, неоднозначную реакцию турецкой стороны вызвали намерения Баку согласиться на предложение Москвы по расширению работы российской РЛС в Габалинском районе Азербайджана. Руководитель азербайджанского интернет ресурса «Трибуна» Фикрет Фарамазоглу рассказал WordYou, что «подобное поведение может вызвать раздражение у Анкары, которая за последние 20 лет стала фактическим гарантом безопасности Азербайджана». Эксперт уверен, что хотя до отказа от поддержки в Баку в карабахском вопросе дело не дойдет, « происходящее может расширить поле для маневра для турецких властей в следующий раз, когда возникнет вопрос об открытии границ с Арменией»