Руководитель ожогового отделения в больнице Шифа и главный специалист по ожогам в секторе Газа Нафиз Абу Шабаан сообщил тогда, что от 60 до 70 пациентов умерли в его отделении во время войны от серьезных ожогов, отличавшихся от всех прежде виденных им травм.
Пациенты с даже относительно небольшими ожогами, которые, по всем прогнозам, должны бы выжить, неожиданно умирали.
Его рассказ, наряду со свидетельствами выживших пострадавших, подтвердил заявления таких организаций, как Human Rights Watch и Amnesty International , что израильские военные обстреливали снарядами, содержащими белый фосфор, густонаселенные районы Газы. А это является прямым нарушением международного гуманитарного права. Amnesty International обвинила Израиль в совершении военного преступления.
Использование белого фосфора разрешается только в качестве дымовой завесы на поле боя в определенных ситуациях, его применение в местах, где присутствует гражданское население, запрещено в соответствии с конвенциями ООН.
Израильские военные иногда просто отрицали применение белого фосфора, а иногда утверждали, что используют содержащее его оружие «в соответствии с международным правом».
В последний день войны, 19 января 2009 года, они пообещали провести внутреннее расследование. Израильская газета Ma’ariv тогда писала, что военные признали использование фосфоросодержащих боеприпасов, но только в открытой местности.
Смертоносное оружие
Доктор Абу Шабаан, обучавшийся в Египте, Великобритании и США, и руководящий ожоговым центром больницы «Шифа» уже 15 лет, рассказал, что он и его сотрудники были просто поражены этими «необычными ранами»:
«Они начинаются с небольших участков, и за несколько часов становятся широкими и глубокими, а в некоторых случаях достигают той точки, когда даже общее состояние больного быстро и неожиданно ухудшается».
Врачи замечали «очень неприятный запах из ран», сказал он. Во многих случаях пациенты страдали от неожиданного и сильного токсикоза, их приходилось срочно помещать в реанимацию. Однажды помощник анестезиолога получил незначительные ожоги, когда горящее вещество из раны пациента во время операции брызнуло ему на грудь.
Даже небольшие ожоги приводили к смертельному исходу. «Пациент с 15% ожогов умереть не должен, но мы видим случаи с 15% ожогов, когда они умирают», — говорит Абу Шабаан. Он считает, судя по тому, что ему приходилось читать об этом, и, судя по рассказам помогавших в больнице иностранных врачей, эти раны были нанесены белым фосфором.
Он описал одну пострадавшую, трехлетнюю девочку, которая была направлена на томограмму из-за ранения в голову: «Примерно через два часа она вернулась, мы открыли рану – из нее шел дым». Хирурги пинцетами достали из раны вещество, похожее на «плотную вату, которое начало гореть». «Этот кусок продолжал гореть, пока не исчез». Девочка, родом из деревни Аль-Ататра, в северной части сектора Газа, умерла.
Пациентка ожогового отделения больницы «Шифа» Саббах Абу Халима, также из Аль-Ататры, район Бейт-Лахия, рассказала, как в ее дом в самом начале войны попало несколько снарядов. Тогда погиб ее муж — Саад Аллах, и четверо их детей: 14-летний Абдул Рахим, 10-летний Заид, восьмилетний Хамза, и Шахед, которой было 15 месяцев. Она сама получила сильные ожоги на правой руке, животе, левой ноге и ступнях, которые, по мнению врачей, были причинены белым фосфором.
Когда за окном спальни разорвался израильский снаряд, в доме находились 16 членов семьи. Саад Аллах собрал своих четырех детей, и они побежали в другую часть дома. Второй снаряд попал в гостиную, убив Саада и троих мальчиков на месте. Следующим взрывом Саббах сбило с ног. «Я упала, и вокруг был огонь. Комната была полна дыма, который пах очень плохо. Три раза я слышала, как дочка говорила: « Мама, мама, мама», но я никак не могла ее разглядеть», — говорит она. Малышка потеряла сознание и умерла.
На Саббах горела одежда, она каталась по полу, пытаясь потушить огонь, пока ее не обнаружили родственники и доставили в больницу. Ее раны дымились в течение нескольких часов.
Израильская армия использовала снаряды с белым фосфором и при обстреле складов на главной территории ООН в городе Газа 15 января 2009 года. Небольшие кусочки горящего вещества были обнаружены там через несколько часов после обстрела. А остатки сотен тонн продовольствия и гуманитарной помощи, находившихся на складах, все еще тлели четыре дня спустя. Возле складов лежал осколок 155-миллиметрового артиллерийского снаряда.
«Я здесь уже с 1985 года, работаю в ожоговом отделении, возглавляю отдел в течение 15 лет, и никогда не видел ничего подобного», — говорил Абу-Шабаан.
Что такое белый фосфор?
Оружие с белым фосфором — это артиллерийские снаряды калибра 155 мм, в каждом из которых содержится 116 белых клиновидных кусков этого вещества. При взрыве снаряда оно разлетается на площади нескольких сотен квадратных метров. Белый фосфор воспламеняются при контакте с воздухом, и при горении создает температуру более 800 градусов. Касаясь кожи человека, он сжигает ее до костей, вызывая страшные травмы, так что врачам приходится вырезать большие участки тела, чтобы предотвратить распространение ожога.
Использование белого фосфора не противозаконно. Он может применяться как зажигательное оружие для поджога военных целей, для обозначения военных целей, или для создания дымовой завесы. Однако его использование строго ограничено конвенциями ООН и международным гуманитарным правом.
Основными правилами предусматривается, что гражданские лица должны быть защищены, и что атаки не должны причинять «непропорциональный» ущерб гражданскому населению и гражданским объектам. Особое внимание должно уделяться при использовании оружия, содержащего белый фосфор: оно не может быть использовано для поджога военных целей, которые не отделены четко от районов нахождения гражданского населения.
Палестинская Газа – самый густонаселенный участок на Земле. Более 50% населения – дети.