Некоторые политики и интеллектуалы поддерживают идею «столкновения цивилизаций» (сводя до единственного положения взгляды Хантингтона), другие изо всех сил отрицают существование подобного конфликта, выступая за «диалог» и призывая к «альянсу». Но в основе этих противоположных идеологических позиций мы находим весьма схожее представление о мире.
Существуем «мы» и «они» (или «мы» против «них»); существует «наша» идентичность, отличная от «их» идентичности. «Наша» и «их» цивилизация: все вращается вокруг культурной и / или религиозной принадлежности, предопределяющей любое понимание мира, справедливости, свободы и человеческого достоинства. Дело тут скорее в культуре, чем в политике, это вопрос больше понимания, чем власти: так нам это преподносят.
Никто не спорит, что глобализированный мир меняет наши былые представления, заставляя переосмыслить собственную индивидуальность и чувство принадлежности, сотрясая наши коллективные и личные зоны комфорта.
Наступили трудные времена, и чувство незащищенности, подпитываемое страхами и сомнениями, можно встретить по всему миру, как на Западе, так и в Африке, Азии и Америке. Без сомнения, нам нужно больше образования, понимания нашей собственной истории, культуры, религии, ценностей, мы должны обучаться (и учить других) иным культурам, религиям и видению мира. Иметь дело с плюрализмом, это значит быть открытым миру, слушать, общаться и учиться – помимо простой толерантности – уважению убеждений других людей и их чувств.
Таким образом, крайне важно реформировать учебные программы наших школ, преподавать больше истории, философии, религии и искусств: это те сферы и дисциплины, которые помогут будущим поколениям справиться с разнообразием, решить те задачи, которые ставит перед ними постоянно усложняющийся мир, и в конечном итоге наладить общение и уважение между обществами, культурами и религиями.
Это будет непросто. В нашу «эпоху социальных сетей» очень легко перепутать «сообщения» с общением. Сообщения, в виртуальном и реальном мире, это, пожалуй, больше обмен словами, некой информацией, в том же самом быстром темпе и по Интернету, и в повседневной жизни. Молодежь открыта, стремительна, на все реагирует. Но это не значит, что она готова к пониманию, размышлению и осознанному сопереживанию.
И то, что повсюду в нашем глобальном современном мире слова и средства стали одни и те же, вовсе не значит, что чувства и представления схожи. Когда дело доходит до общения и диалога, важно думать о психологических факторах: хорошо относиться к тому, о чем вы говорите, становится необходимым условием.
Можно сколько угодно разговаривать о гражданстве, культуре или религии, но если отсутствует чувство причастности, то гражданство, культуры или религии могут быть использованы, чтобы вытащить наружу наши страхи и неуверенность. Иммигранты, иностранцы и «чужие» религии становятся врагами. Когда мы видим успехи популистских партий во всем мире, становится ясно, что молодые поколения не защищены от таких опасностей.
Самое тревожное то, как эти психологические факторы используют — и как ими злоупотребляют — на политической арене. Либо мы играем на неуверенности и страхе людей (рассуждая о «столкновении цивилизаций»), либо призываем к диалогу и союзу как крайнему средству разрешения наших трудностей. Мы говорим о «цивилизациях» и «религиях», чтобы не задумываться о политике, экономике, выгодах и власти: сам по себе, этот сдвиг в сторону «цивилизаций» может быть способом, к которому мощные политические силы прибегают, чтобы избежать разговоров о своей власти и применяемой ими политике. Говорить о культуре, чтобы избежать разговоров о политике, говорить о формальных демократических ценностях, чтобы избежать разговоров об экономическом неравенстве, говорить об уважении, чтобы избежать разговоров о несправедливости.
Таким образом, вся эта риторика по поводу «цивилизаций» и «религий» может стать мощным препятствием, не дающим завести разговор о власти – и попытаться решить реальные проблемы нашего времени. Нам необходимо примириться с политикой и политическими идеологиями, экономической справедливостью и этикой, психологической отчужденностью и интеллектуальными манипуляциями, лежащими в основе наших современных обществ, будь они демократическими или нет. Недостаточно сопротивляться, недостаточно вести диалог, недостаточно быть открытыми другим цивилизациям и культурам: наш мир нуждается в умах, обладающих пониманием, осознанием (и лишенных наивности).
Нам нужны женщины и мужчины – понимающие, решительные и смелые. Готовые к любому «альянсу цивилизаций», построенному на уважении, и не боящиеся при этом противостоять власть имущим, которые пытаются заставить нас говорить об идентичностях, когда надо говорить о достоинстве, или завлекающие рассуждениями о гуманистическом диалоге, хотя главная тема – это их негуманное и абсурдное господство.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com.