К кровавой развязке привел производственный конфликт на предприятии «Озенмунайгаза» в Мангистауской области, начавшийся еще полгода назад. Как сообщают независимые казахстанские интернет-порталы, бастующие возмутились, когда площадь, где они митинговали все это время, была выбрана местом для проведения праздника в честь 20-летия независимости Казахстана. Там была установлена праздничная сцена, засверкала новогодняя елка. А ситуация в городе, раскаленном полугодовой забастовкой, только и ждала искры…
«В городе жгут автомобили и громят банкоматы, а на окраинах появилась бронетехника», — успел сообщить WordYou корреспондент «Казинформа», когда мобильная связь прервалась. Кстати, в это же время в Жанаозене и ряде других регионов республики отключился «Tвиттер». На кадрах, появившихся в «Ю-Тубе», хорошо видно, как рослые молодые люди сбрасывают аппаратуру с праздничной сцены.
Правозащитники сообщают, что к возмущенной толпе нефтяников присоединились горожане (хотя по официальной информации в город были введены войска для защиты населения). Надо сказать, что местные жители относились к бастующим весьма враждебно, поскольку это люди пришлые – оралманы. То есть зарубежные казахи, вернувшиеся на историческую родину по специальной государственной программе репатриации. Нелюбовь имеет и материальную основу – заработки нефтяников куда выше, чем в среднем по республике. А объединившиеся в забасткомы рабочие-сырьевики еще и требовали повышения зарплат.
На онлайн-ленте независимой газеты «Республика» появлялись сообщения о перестрелках, десятках раненых, горящем задании «Озенмунайгаза», о сожженной елке. Причем стрельба велась не только со стороны полиции и подоспевших военных. Сообщалось, например, о трех убитых полицейских. К вечеру выяснилось, что в город введены бронетранспортеры и общевойсковые подразделения части.Для разгона забастовщиков был применен слезоточивый газ.
«У нас началась война. Сообщите всем об этом»
На вечернем брифинге в генпрокуратуре Казахстана было объявлено, что в Жанаозен направилась следственно-оперативная группа во главе с министром внутренних дел Калмуханбетом Касымовым.
«У нас началась война. Сообщите всем об этом», «Мы задыхаемся», — цитируют неправительственные интернет-порталы голоса протестующих, и людей, неожиданно оказавшихся в эпицентре социальной бури.
Тем временем в городе Актау (административный центр Мангистауской области) местный донорский пункт запросил у населения кровь для пострадавших в Жанаозене.
Просто совпало?
Кстати, дата и место нынешних волнений в Казахстане выглядят весьма символично. Ведь 16 декабря, помимо Дня независимости, Казахстан отмечает еще и 25-летие кровавых столкновений 1986 года («Жолтоксан»). Тогда резкую реакцию в республики вызвало решение Москвы о снятии первого секретаря компартии Казахстана Кунаева, и замене его на Геннадия Колбина. Митингующие требовали назначить на должность казаха из представителей местной элиты.
Сам же Жанаозен (Новый Узень) вошел в историю в 1989 году, когда здесь вспыхнули волнения, переросшие в нападения выходцев с Кавказа. Точное число погибших так и осталось неизвестным.
А еще нынешние волнения, помимо прочего, совпали с началом кампании по досрочным выборам в Мажилис (нижнюю палату парламента). Так, помимо попыток объяснить события в Жанаозене, власти пришлось и опровергать сообщения об арестах порядка 40 агитаторов одной из партий…