В Министерстве финансов уже подготовили и распространили проект о введении налога на добавленный доход. Однако далеко не все политики поддержали данную инициативу.
Напомним, Министерство энергетики, желая поддержать выработку месторождений, предложило проект налога на финансовый результат. Однако Минфин это инициативу посчитал как попытку предоставить льготы нефтяникам, которые даже во время кризиса не потерпели существенных убытков. Стало быть, зачем в таком случае льготы?
Руководствуясь этой логикой, Министерство финансов решило ввести НДД — налог на добавленный доход. И проект закона готовится отнюдь не как дополнение, а как альтернатива налогу на финансовый результат, несмотря на то что последний был одобрен Дмитрием Медведевым.
Ставка налога от Минфина будет постоянной — 70 %. Налоговой базой станут доходы компании за вычетом транспортных затрат, операционных расходов и т. д. При этом доходность должна составлять как минимум 6 %. Пока гиганты российской нефтяной индустрии изучают проект, оценивая для себя все «за» и «против». Они надеются, что Минфин, устанавливая достаточно жесткие меры, не забудет и о стимулах. Как заявляет С. Ежов, в случае одобрения налога многие компании не только оставят налоговые затраты, но даже и несколько снизят их.
Однако даже с учетом этих перспектив концепция Минфина имеет огрехи. У аналитиков вызывают опасения инициатива ограничить издержки на уровне 20 долларов за баррель и повысить НДПИ до 40%. Это заставит всех нефтяников забыть о проектах с повышенными затратами и не вспоминать о них даже тогда, когда цены на нефть вырастут опять. С другой стороны, проект позволит ограничить поток неэффективных вложений капитала.
Последнее слово остается за президентом. Минфин возлагает на него особые надежды, ведь в нынешней ситуации приходится даже сокращать социальные расходы. Впрочем, благоприятный для нефтяников исход — то есть проект от Министерства энергетики — также возможен. Ведь вряд ли бы премьер-министр стал поддерживать эту идею, если бы глава государства был против нее.