Вода играла важную роль в конфликтах на Ближнем Востоке с незапамятных времен, однако боевики “Исламского государства” планируют использовать ее настолько эффективно, что даже появился термин “гидротерроризм”. Боевики угрожают затопить города и лишить тем самым их ресурсов для выживания. Всего две недели назад ИГИЛ закрыл плотины в городе Рамади, который он захватил, лишая тем самым подконтрольные Ираку территории воды. С тех пор как террористы образовали халифат, весь мир постоянно уделяет непропорционально большое количество внимания событиям военного характера, не уставая ужасаться очередным терактам и обезглавливаниям пленных. А между тем вода выступает не менее важным фактором в стратегии ведения войны, которым пренебрегать ни в коем случае нельзя. Кроме того, она может определить, насколько территория, подконтрольная исламистам, сможет в конечном счете увеличиться.
ИГИЛ наступает
- Так, один из возможных вариантов развития событий — борьба боевиков за контроль Тигра и Евфрата, от которых зависит водоснабжение Сирии и Ирака. Символично, что первая военная операция ФАТХ была нацелена на установку, которая осуществляла водосбор для израильской армии.
- Конфликты на территории Ирака также часто сопровождались манипуляциями с водой. После войны в Персидском заливе в 1991 году Саддам Хусейн приказал, чтобы отвернули течение воды от иракских болот, которые представляли собой идеальную базу для иракских повстанцев.
- Даже гражданская война в Сирии, спровоцировавшая рост ИГИЛ, была связана с водными ресурсами. Неправильная политика руководства привела к тотальному неурожаю и массовой миграции из сельской области в городскую. Это только способствовало все большему обострению в обществе. Примерно такой же эффект имела нехватка воды в Йемене.
Географическое распределение воды способствовало возникновению ИГИЛ и дало ему возможность вести гидротерроризм. Еще в апреле 2014 года, за несколько месяцев до провозглашения исламского государства, в ИГИЛ пытались использовать плотины к югу от своей базы в Эль-Фаллудже в качестве средства для наводнения района, где находились правительственные войска. Точно так же ИГИЛ хотели создать засуху в ряде шиитских городов, зависящих напрямую от Евфрата. Когда исламисты захватили Мосул, возникали опасения, что они разрушат плотину в его окрестностях, благодаря чему 15-метровая волна воды убьет как минимум 500 тысяч человек. И остается только гадать, почему в Эль-Фаллудже подобную операцию боевики провели, а Мосул пощадили.