В одном из своих редких интервью, прозвучавшем в среду в эфире американской телекомпании ABC, он заявил, что не давал команду «убивать или проявлять жестокость».
«Это не мои силы, — ответил Асад на вопрос, не слишком ли жестко сирийские войска подавляли протесты. — Это военные силы, которые принадлежат правительству. Я не владею ими. Я президент. Я не владею страной. Ни одно правительство в мире не убивает свой народ, если только его не возглавляет сумасшедший».
Однако, в роли президента Асад официально является командующим вооруженными силами Сирии, которые, как сообщается, использовали танки, военные корабли, боевиков в штатском и снайперов для осады диссидентов в жилых районах по всей стране.
В результате проявленной ими жестокости до 25 тысяч сотрудников сил безопасности Сирии перешли на сторону оппозиции и взяли в руки оружие для защиты гражданского населения от насилия силовиков.
«Большинство убитых являются сторонниками правительства, а не наоборот», — уверяет сирийский президент. Но по сведениям оппозиции, на долю сотрудников сил безопасности приходится около четверти всех убитых, сообщает «Рейтер». Территория Сирии закрыта для большинства зарубежных СМИ, так что подвергнуть эти данные независимой проверке практически невозможно.
С начала восстания в марте, по данным правозащитных организаций, сирийские власти заключили в тюрьмы десятки тысяч протестующих и несогласных.
Тем не менее, президент Асад в своем интервью настаивал, что все еще пользуется поддержкой сирийского народа, преуменьшая масштабы насилия в отношении гражданских лиц, и объясняя его «ошибками, допущенными некоторыми должностными лицами».
Правительство Асада видит «иностранный заговор» в происходящих по всей стране народных волнениях.
В опубликованном недавно докладе ООН сирийское правительство обвиняется в том, что оно отдавало приказы о совершении преступлений против человечности в стремлении подавить движение протеста в стране.
Однако на вопрос об этих обвинениях в разгуле насилия и пытках сирийскими властями демонстрантов, в том числе детей, Асад ответил: «А кто сказал, что ООН — достойная доверия организация?»
«Я сделал все возможное, чтобы защитить людей, и невозможно чувствовать себя виноватым, когда прилагаешь все усилия. Можно жалеть о потерянных жизнях, но нельзя чувствовать вину, если не убивал людей», — сказал он.
Тронным местом Асад чует беду
В ответ на это интервью представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что Асад пытается избежать ответственности за подавление протестов.
«Я нахожу это смешным, что он пытается спрятаться, разводя какой-то лохотрон, и в то же время в некотором роде утверждая, что не имеет власти в своей собственной стране», — сказал Тонер.
Асад ответил на протесты беспрецедентными обещаниями демократических реформ и свобод в Сирии, но многие участники демонстраций сомневаются, что они принесут реальные изменения, поскольку правительство продолжает подавлять выступления.
«Правительство действительно предприняло определенные меры для проведения реформ. Оно отменило чрезвычайное положение и собирается провести местные выборы в ближайшие дни, — передает ливанский корреспондент «Аль-Джазиры». — Но протестующим на местах этого не достаточно. Они хотят реальных перемен, они хотят демократии, верховенства закона, они хотят больше свободы, прекращения коррупции, и больше не хотят, чтобы Асад правил ими».
Член действующего в изгнании Сирийского национального совета Басма Кодмани заявила, что оппозиция намерена представить план скорейшего перехода власти в ближайшие несколько дней.
«Этот план станет своего рода «дорожной картой» мирного перехода, и пунктом номер один в нем будет уход Асада в отставку и оставление власти», — сказала она во время встречи с европейскими законодателями в Брюсселе. — Мы надеемся, что он будет поддержан арабским миром и международным сообществом».
Представитель Сирийского национального совета вновь предупредила об угрозе гражданской войны: «Первой задачей является защита гражданского населения, а также прекращение убийств, которые могут привести нас к гражданской войне, к милитаризации».