В Варшаве обиженные словам директора ФБР Джеймса Коми, который в статье, опубликованной в газете The Washington Post, 16 апреля, написал по поводу Холокоста, что «убийцы и их сообщники в Германии, Польше и Венгрии и во многих других странах не считали в глубине души, что совершают преступления. Они убедили себя в том, что делают правильное дело, необходимое дело«.
В Польше все последние десятилетия делают все, чтобы изменить образ собственной страны как «территории Холокоста», напоминая западной общественной мысли, что сама Польша, как государство, в этот период была оккупирована Рейхом. Эмигрантское правительство Польши, наоборот, пытался помочь своим гражданам всех национальностей.
Среди поляков было немало людей, которые помогали евреям и рисковали собственной жизнью. Были коллаборационисты? Конечно, как и в каждой стране. Но эти люди были не просто пособниками нацистов. Они были предателями собственного государства.
Обо всем этом напоминают сегодня ведущие польские политики, начиная от президента страны Бронислава Коморовского, ведущие средства массовой информации, общественные деятели. Для Польши это не просто вопрос истории — это вопрос чести. Именно так в истории и необходимо относиться. И этому надо учится.
У украинцев не было государства в годы второй мировой войны. Не было даже в той мере, в какой она была у поляков. Эмигрантская власть УНР не была признана международным сообществом и не могла влиять на события на оккупированных территориях. Если воспринимать в качестве «государства» Украинскую ССР, то ее власть можно обвинять разве что в отсутствии стратегии эвакуации еврейского населения — но не в сознательном содействии Холокосту. Тем не менее, в общественном мнении Запада образ украинца — пособника Холокоста не менее известный, чем образ поляка — участника злодеяний Рейха. Причем этот образ активно создавала и поддерживала послевоенная советская пропаганда, которой необходимо было очернить украинское национальное движение. Нарисовать украинцев народом погрома — это было любимое занятие советских, а перед этим российских пропагандистов. И нужно сказать, что они достигли определенного успеха.
Вне всякого сомнения, любой народ несет ответственность за своих коллаборационистов. Однако ответственность за массовые репрессии, за геноцид несет только государство — когда она есть. Потому что никто, кроме государства, не может быть организатором геноцида. То, что украинцы на собственных землях жили в чужих государствах, необходимо объяснять и доказывать. В этой ситуации, как и в Польше, каждый делал свой собственный выбор. Были и те, кто служил оккупантам. А были и те, кто рисковал жизнью и спасал невинных людей. Для того, чтобы понять, сколько таких людей было в Украине, достаточно прогуляться по территории мемориального комплекса Яд-Вашем в Израиле.
Не бывает народов-погромщиков. Бывают государства-убийцы, которые создают условия для геноцида и массовых репрессий. Среди этих государств — нацистская Германия и коммунистический Советский Союз. Но Польши и Украины среди них нет. Польша была оккупирована в 1939 году и ее правительство потеряло контроль над своей территорией. Украина была оккупирована в 1918-1920 годах и восстановила свой государственный суверенитет только в 1991 году. В такой период важны действия каждого отдельного человека — и поступки праведников на весах истории всегда перевешивают поступки грешников. Удачи нашим братьям в восстановлении справедливости.