Закрыть

Праздники и приметы

Как греческие ультралевые поднимут для ЕС цену санкций против России

 

Победа левых популистов на греческих выборах стала неприятностью, к которой ЕС и мир готовились на протяжении последних нескольких месяцев.

При том масштаб этой неприятности до конца еще не совсем понятен. Леворадикальная, популистская и «евроскептическая» партия «СИРИЗА» получила около 36% голосов. При таком раскладе партия одержит 149 мандатов в парламенте из 300 мест, то есть всего на два меньше, чем абсолютное большинство. Поэтому ультралівим пришлось сформировать большинство с правыми популистами-евроскептиками из партии «Независимые греки». В какой пропорции коалиция смешает правые и левые элементы евроскептицизма – покажут ближайшие дни. Насколько устойчивым будет весь этот не совсем естественный союз – покажут ближайшие месяцы.

Шансы на то, что коалицию смог бы сформировать кто-то другой, были нулевые, потому что правоцентристская «Новая демократия» взяла 23-27%, а третье место заняли праворадикалы (которых нередко обвиняют в неофашизме) из партии «Золотой рассвет», которые с демократами не «подружатся» ни при каких обстоятельствах.

Понять греков, которые привели к власти левых популистов, тоже можно. Берлинская максима о том, что «для здоровья’я экономики надо много работать и мало кушать», которая воплощалась в Греции в течение последних п’яти лет, показала не слишком блестящие результаты. Безработица как было 25% так и осталось, а среди молодежи превалило за 40%, пенсии «усохли» за годы экономии на 43%, зарплаты – на 38%. При том госдолг как составлял что-то около 170% ВВП страны – так и составляет.

Понять греков, которые привели к власти левых популистов, тоже можно. Берлинская максима о том, что «для здоровья’я экономики надо много работать и мало кушать», которая воплощалась в Греции в течение последних п’яти лет, показала не слишком блестящие результаты. Безработица как было 25% так и осталось, а среди молодежи превалило за 40%, пенсии «усохли» за годы экономии на 43%, зарплаты – на 38%. При том госдолг как составлял что-то около 170% ВВП страны – так и составляет.

При том следует напомнить, что «СИРИЗА» – это не просто «евроскептические» социалисты. Эта партия, прежде всего, выступает против политики жесткой экономии, проводившейся прежним правительством под давлением Брюсселя и Берлина.

В ходе избирательной кампании Алексис Ципрас хвастался планами добиться списания части огромного внешнего долга Греции и смягчить меры жесткой экономии, от которых, как утверждают в партии, пострадали миллионы людей.

«Тройка для Греции ушла в прошлое», добавил он, имея в виду крупнейших международных кредиторов страны — Евросоюз, МВФ и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

В Берлине зато раздумывали – порой и вслух – что произойдет с еврозоной, если она вдруг станет меньше на одну Грецию. Несмотря на то, что ВВП Греции составляет 1/38 часть от общего ВВП еврозоны, в Берлине предполагали, что как-то сумеют выжить даже после прощания с колыбелью европейской цивилизации.

Однако с течением избирательной компании – и приближением к ее победного конца – лидер «СИРИЗА» понемногу менял тон. Он уже не только начал публиковаться в Financial Times – он еще и заявил, что не поддерживает никаких радикальных взглядов. И долг он хочет не просто «забыть» – а немного отложить его возвращение. И совсем немного реструктуризировать. И зона евро – это чудесное будущее о’объединенной Европы. Только не надо этих разговоров о жесткую экономию. Складывается впечатление, что новый греческий лидер – или, по крайней мере, наиболее вероятный кандидат на эту должность – не готовился хлопнуть дверью в Брюсселе и пойти восстанавливать драхму, афинскую демократию и искусство питания традиционным козьим сыром. Он просто наращивал рейтинг, пугая при том евробюрократов разговорами о «конец ЕС», а на самом деле готовился к горячего, долгого и сложного торга за гранты, кредиты и преференции.

И тут следует весьма неприятный для Украины момент. Ибо греческие леваки, кроме всего прочего, позиционировали себя не только как борцы с немецкой жадностью, но и как последовательные дуге Путина, не раз предлагая при том отменить антироссийские санкции. Незадолго до выборов представители Москвы заявили, что готовы снять эмбарго с греческих товаров в случае выхода страны из Евросоюза.

Конечно, к слишком большой дружбы между Афинами и Москвой вряд ли дойдет – греки слишком прагматичны, а сегодняшняя Россия не может взяться за финансирование проекта, с которым не справился ЕС. Лояльные Кремлю аналитики называют «СИРИЗА» не иначе, как «сборищем различных леворадикальных партий». Российские санкции грекам тоже фактически безразличны – Россия не входит даже в 15-тку крупнейших торговых партнеров Греции.

Однако использовать возможный отказ от «антисанкционной» позиции Греции в обмен на очередные финансовые уступки со стороны Брюсселя Ципрас, безусловно, попытается.

И, в свете последних событий на востоке Украины, ЕС, скорее всего, будет вынужден согласиться на греческий шантаж. Поэтому рассчитывать на ослабление санкций Кремлю не приходится. Но повышение «цены санкций» для ЕС неизбежно приведет и к росту общеевропейской «усталости от конфликта». Усталости, которая рано или поздно может быть конвертированной в равнодушие.

 


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях