Пройдя период ненависти к советским войскам и эйфории свободы после падения «Берлинской стены» некоторые европейские страны уже после кризиса 2008 года начали задумываться, что дружба с Путиным не так уж и плоха.
Экономически неэффективен СССР тратил миллионы на приобретение лояльности еще более неэффективных дружественных соцстран. И сейчас, похоже, они вспомнили, что и не так плохо быть «собакой Павлова» — без особых усилий получаешь подачки. Главное быть лояльным.
В постсоциалистических странах ДНК патернализма никуда и не исчезали, просто сыт период в экономике заставил временно их подстроиться под европейский либерализм.
Когда без особых усилий благополучие и так рос, всем хотелось «европейских ценностей». Однако, когда наступили времена «затянуть пояса», некоторые страны начали искать поддержку вождя, царя или еще кого-то.
Конечно, сейчас экономически ослабла Россия не может напрямую раздавать всем деньги (разве что копейки Беларуси). Однако, как всегда, активно использует энергетическое оружие. Дает миллиарда на атомную зависимость от себя для Венгрии. Пытается окружить различными газовыми «потоками» («Южный», «Турецкий») страны, которые зависят от газа и немало зарабатывают на транзите.
С одной стороны, экономическая логика в подогреве энергетической игре Путина есть. Мол, нам предлагают выгодные условия, чем мы должны отказываться. Но с другой, они создают в ЕС внутренний энергетический сепаратизм. Пока ЕС разрабатывает новую энергетическую стратегию и наконец активно отходит от российской зависимости, некоторые страны этом только мешают.
Второй метод, который использует Россия для своего влияния это то, что у нее получается лучше всего — пропаганда. Покупая мелких, но очень шумных политиков, журналистов и псевдоактивистив Путин создает шумовую иллюзию поддержки своей политики в некоторых странах ЕС.
Мы решили проанализировать европейские страны, которые несут потенциальную угрозу для стабильности ЕС. Для анализа брались только страны — где «дружба» руководства с Владимиром Путиным довольно очевидна.Конечно есть много маленьких и не совсем партий, которые начинают все больше наращивать свое влияние в европейских столбах (читай Франция — Жан-Мари Ле Пен).
Венгрия. Атомный Орбан
Виктор Орбан и Владимир Путин
Россия и Венгрия согласовали кредит в 10 млрд евро, которые Путин дает на расширение единой атомной электростанции в стране «Пакш». Ее строили еще советские специалисты. Именно эта станция обеспечивает 40% электроэнергии в стране. Но еще в большей зависимости, чем этот кредит Венгрию загоняет то, что станция построена в ядерное топливо российского производство. То есть о разнообразии его выбора, если отношения с Россией обострятся, говорить не придется.
Сначала Венгрия хотела выставить на тендер проект расширения станции, но как только узнали об интересе «Росатома», эта идея отпала. Конечно, ЕС спокойно это соглашение не пропускал. Но ему удалось только сократить срок действия контракта на поставку ядерного топлива из России с 20 до 10 лет.
Большинство экспертов в этой сделке четко просматриваются, что Путин покупает лояльность одного из правительств Евросоюза. С тех пор как атомная соглашение было согласовано, венгерский премьер Виктор Орбан, стал просто чуть ли не лучшим другом Кремля. Поездки в Россию, приемы Путина в Будапеште, интервью пропагандистским каналам, фразы вроде «водя санкции против России, Европа стреляет себе в ногу», активная поддержка строительства газопровода в обход Украины. И вообще венгерские чиновники уже именовали соглашение по «Пакш» «сделкой века».
Что интересно, Орбан ворвался в публичную политику в 1989 году именно с требованием вывести советские войска из Венгрии. Однако после избрания премьером в 2010 году он поехал к Путину на экономические переговоры и договариваться по «Пакш».
Однако Выбранная нельзя назвать стопроцентным союзником Кремля. Прагматичный популист, он просто увидел краткосрочную перспективу, которая выгодна для Венгрии и прежде всего для его рейтинга внутри страны.
Не обращая внимание на системное развитие экономики, Виктор Орбан кормил публику популистскими действиями — обложил новыми налогами банки, телекоммуникационные компании и ритейла. Чтобы было поменьше шума даже вводил ограничения свободы СМИ. А последний хит премьера — попытка обложить налогами интернет вообще вывела на улицы Венгрии сотни тысяч человек.
Но цена дружбы Орбана с Путиным начала расти из-за войны в Украине. И ЕС все пристальнее присматривается к венгерского премьера.
Однако венгерская проблема кроется далеко не в Орбана, а в том, что такая популистская поведение имеет поддержку в Венгрии. И эта посткризисная тенденция, клонирует тысячами евроскептиков, становится все более опасной для целостности ЕС.
Греция. Ленивый популизм
Новый премьер Греции Алексис Ципрас и Владимир Путин
Греческая экономика оказалась самым страдальцем от кризиса 2008 заполненному эфиры постоянными массовыми протестами. Новости о том, что МВФ или ЕС дает очередной транш для Греции, а она так и не научилась экономить. Вся эта шумиха бедности Греции создал образ страны с ключевой фразой «греки ленивы». Правдивость этого тезиса оставим для основательного экономического исследования, но то, что страна «вышла замуж» с популизмом — правда.
Последние парламентские выборы в стране выиграла леворадикальная коалиция СИРИЗА во главе с Алексисом Ципрас. Коалиция — классические популисты. Их обещания народу построены на отказе от тотальной экономии и уменьшении кредитных обязательств перед МВФ и другими донорами (которые страна сама и просила). А через несколько часов после принятия присяги новый премьер-министр Алексис Ципрас поспешил на встречу с послом России в Афинах.
СИРИЗА выбрала антизападный курс и похоже после высасывания кредитов с МВФ и других будет проситься на такую же роль в Россию.
Представители греческого правительства уже поехали в Кремль выпрашивать помощь. Во-первых, Греция попытается одолжить 3 млрд евро. Во-вторых, просит скидку на газ. В-третьих, будет просить снять для них продуктовое эмбарго. Ну и в качестве бонуса греки предложили России, которая, кстати, находится под санкциями, участвовать в конкурсе на разведку месторождений нефти и газа в Ионическом море и на Крите.
Ну, и, конечно, Греция выразила «заинтересованность», чтобы газопровод «Турецкий поток» тянули и по ее территории. В последнем греки достаточно активно заинтересованы. По проекту «Турецкий поток», который строят, чтобы обойти Украину, соединяется с Европой на греческой границе. То есть страна может стать транзитером и зарабатывать на этом деньги. Правда, Россия по новым условиям хочет, чтобы из-за границы Европа газ забирала сама. А для этого нужно строить инфраструктуру. ЕС это не нужно, а в Греции на это нет денег.
Конечно, новое правительство страны может для своего электората играть в антизападных, народных героев, но, во-первых, мотивация России покупать Грецию довольно слабая, а, во-вторых, деньги у Путина тоже исчезают, как песок из рук.
А вот ЕС все активнее начал реагировать на такие игрушки. И уже все чаще говорят о подсчетах, что выход Греции из еврозоны ЕС нормально переживет.
Поэтому переживать следует больше Греции, которая может остаться только с популистскими обещаниями на руках, бедным населением и без всякого плана как это изменить.
Болгария. Похоронены мечты о «Южном потоке»
Владимир Путин, премьер- министр Болгарии Бойко Борисов и собака, которую он подарил российскому президенту
Постсоциалистическая Болгария почти с самого начала была одним из главных защитников строительства российского газопровода «Южный поток». Это и не удивительно, ведь он должен был проходить по территории Болгарии, сделав ее транзитером. А это — дополнительные деньги и газ под боком. Именно Болгарию использовали как плацдарм для пиара проекта, постоянно публикуя фото символической части трубы будущего газопровода.
И даже когда ЕС окончательно дал понять, что в ближайшее время проекту зеленый свет никто не даст, чиновники Болгарии по инерции продолжали выступать за проект. Позже «Южный поток» закрыла и сама Россия, правда, объявив о строительстве «Турецкого потока».
Болгария почти сразу подхватила и идею нового «Турецкого потока» и заявила о «заинтересованности».
«Болгария принципиально заинтересована, подчеркнул болгарский вице-премьер, в сохранении статуса получателя газа и его транзитера в другие страны ЕС», — заявлял вице-премьер Болгарии Ивайло Калфин.
Правда, «Турецкий поток», который Россия хочет достроить только к греческой границы потенциально планируется продолжить в Европу через Грецию, Македонию, Сербию и Венгрию. И если Болгария и сможет вписаться в новый проект, то только как отдельная ветвь, которое представляется довольно тупиковой. Тем более лоббирует (и то только на словах) продолжение еще не существующего газопровода в Европу венгерский премьер Виткор Орбан, что в практическом плане ровно ничего не значит.
Итак, оборванный вместе с закрытием «Южного потока» порыв Болгарии стать хоть каким-то энергетическим игроком похоже уменьшает ее внутренний негативное влияние на ЕС. Болгария — одна из самых бедных экономик Евросоюза, который пробыл в нем всего 8 лет. И ее попытка самостоятельно принимать геополитические решения, связанные с российской дружбой не выглядят существенными.
Словакия. Дайте транзит
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и Владимир Путин
Словакия, следующая после Украины важное звено транзитного газового коридора из России в ЕС.Транзит российского газа для этой маленькой страны приносит достаточно существенные средства. Стоит только вспомнить уговоры Украины разрешить реверс из Словакии. Чиновники страны были бы и не против и Евросоюз настойчиво попросил, но страх перед тем, что Россия сократит газовые поставки довольно долго мешал налаживанию реверса.
Однако сейчас Словакия имеет еще одну угрозу своему транзитному раю — новый российский проект газопровода «Турецкий поток». Этот проект весьма сомнительный, потому что им Россия хочет заставить Европу самостоятельно забирать газ из турецко-греческой границы, строя за собственные средства инфраструктуру. Однако, если все-таки представить, что Путин наконец реализует свою мечту обойти газовыми трубами Украины, то следующей жертвой станет именно Словакия.
Поэтому даже потенциальная внутренняя угроза для ЕС от Словакии пропорционально уменьшается с уменьшением газовой зависимости Европы от России. Чем первая активно и занимается. Да и маленькая словацкая экономика эффективно просуществовать только тогда, когда будет интегрирована в ЕС.
Сербия. «Кафе Путин»
Так встречают Путина в Сербии
Хотя Сербия только официальный кандидат в члены Евросоюза, однако она уже создает потенциальные угрозы союза. Эта страна с империалистическим нравом такая уменьшенная копия России. Путина здесь любят и в глазах сербов ли полубожественный персонаж. А его приезды в страну вызывают взрыв восторга.
Чего только стоит то, что в прошлом году во время визита Путина в Сербию день освобождения Белграда перенесли на четыре дня раньше исторической даты. Ну и вспомним, что недавно в сербском городке Новый сад открыли кафе «Путин», а руководство футбольного клуба «Новый Сад «обратилось с предложением к руководству» Луганской народной республики «провести футбольный матч .
Но если отбросить непонятную фанатичную любовь можно четко увидеть экономическую зависимость. Российскому «Лукойлу» принадлежит 79,5% акций предприятия «Беопетрол», которой принадлежит крупная сеть заправок в Сербии и других балканских странах. А российской государственной «Газпром нефть» принадлежит 56% предприятия «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС), в которую входит сеть АЗС и два НПЗ на территории страны. Также «Газпрому» принадлежит 51% подземного газохранилища «Банатский Двор» 450 млн кубов газа. И это только крупные проекты.
Конечно, Сербия также была адептом строительства «Южного потока», а теперь стала адептом «Турецкого потока». Интерес достаточно прост — первый проект должен был проходить через ее территорию, а друг также мечтают направить через Сербию.
Сербия наиболее открыто зависима от России. Причем сближение это произошло не в последние годы. Поэтому ЕС следует более детально обдумать необходимость такого друга Путина в сердце своего союза.
Турция. Это просто бизнес
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин
Турция, конечно, не является членом Евросоюза, и географически не совсем интегрирована в Европу, однако определенная угроза от нее есть. Эта страна — классический торговый партнер. И если нет религиозных противоречий, то деловые отношения она готова строить с кем.
Весьма показательно, что, несмотря на определенную поддержку Украине, она продолжает укреплять и наращивать партнерство с Россией. Здесь все очень просто — Россия дает газ и предлагает скидку, хочет строить газопровод, на российских продуктовых антисанкциях можно немало заработать да и туристический поток из России дает немалые прибыли.
Поэтому активизация партнерства Турции и России, плюс активизация пророссийских настроений в странах друзей Путина могут дать синергетический эффект и подкосить Евросоюз. И при этом Турция не сделает этого нарочно, потому что это просто бизнес. К тому же, улучшение торговых отношений со всеми улучшает экономику Турции, а это улучшает рейтинги Эрдогана, который, похоже, хочет стать «всем» в стране.
Итак, отдельно, сами по себе эти страны не несут большой угрозы Евросоюза. Однако, чем больше в ЕС таких «маленьких любителей Путина», тем сильнее становится их влияние.