Закрыть

Праздники и приметы

Афганский интерес Москвы

 

Это уже вторая международная конференция по Афганистану, собравшаяся в боннской резиденции «Петерсберг». Первая состоялась ровно 10 лет назад, однако с того времени, как  ни парадоксально, повестка дня мало изменилась. Это касается и «переговоров с умеренными талибами» (авторство формулировки принадлежит еще первому госсекретарю при Буше-младшем – Колину Пауэллу), и помощи в восстановлении  инфраструктуры, и реформирования силовых структур, и проблемы опийных полей, и много другого.

Кабульский маршрут: мука и грузовики

Что касается новаций – в первую очередь предстоящего в 2014 году вывода иностранного контингента и передачи контроля над Афганистаном национальным силам безопасности и местным военным, то это дело, похоже, откладывается. Тем более, что лидеры «Талибана» в Бонн не приехали. Хотя в афганскую делегацию вошли три талиба, которых можно отнести к «умеренным», в том числе экс-министр иностранных дел Абдул-Вакиль Мутавакиль. Вопрос лишь в том, какими они обладают полномочиями.

Выступая с трибуны Боннской конференции, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает за установление нейтрального статуса Афганистана. Он напомнил, что о том же самом ранее говорили президент США Барак Обама и представители Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Лавров сообщил, что Москва предоставляет Кабулу гуманитарную помощь на постоянной основе и вообще Россия «внесла значительный вклад в усилия мирового сообщества по содействию Афганистану», включая списание более 11 млрд. долларов афганского долга. «Оказываем помощь становлению армии и полиции ИРА (Исламской Республики Афганистан. – WordYou) путем безвозмездной передачи вооружения и боеприпасов, подготовки афганских кадров в специализированных российских вузах и учебных центрах, поставок вертолетной техники», — рассказал российский министр. — На постоянной основе предоставляем гуманитарную помощь – за 10 лет это свыше 40 тысяч тонн пшеничной муки и других грузов, в том числе различной техники, на общую сумму около 50 миллионов долларов. Как раз сейчас осуществляется поставка в Афганистан 3 тысяч тонн пшеничной муки, выделены средства на передачу в дар ИРА 40 большегрузных автомобилей».

Что касается глобального подхода к решению  афганских  проблем, то шеф российского внешнеполитического ведомства предложил активнее использовать в этом деле ШОС, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Южно-Азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК) и целый ряд других международных структур.

Сергей Лавров также призвал ускорить продвижение проектов прокладки по территории Афганистана линии электропередачи CASA-1000 и строительства газопровода ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).

Три мирных принципа и продолжение войны

«Это хорошие идеи, но  о трансафганском газопроводе, например, мы говорим уже десять лет. Как этот проект реализовать без договоренностей с талибами?», — задается вопросом, комментируя ситуацию для WordYou, старший научный сотрудник Пешаварского университета (Пакистан) Шабир Ахмад Хан. – Даже если кто-то из талибов вошел в афганскую делегацию, это ничего не меняет. В общих декларациях они говорят общие слова, но затем требуют, прежде всего, вывода иностранных войск из Афганистана». «Да и вообще ситуация серьезно осложнилась из-за того, что в конференции не участвует Пакистан – из-за недавнего налета натовцев на наш блок-пост, когда погибло много людей», – подчеркнул эксперт.

На конференции председательствовал президент Афганистана Хамид Карзай. В числе участников были как госсекретарь США Хиллари Клинтон, так и  глава МИД Ирана Али-Акбар Салехи. Заметим в скобках, что боннский «Петерсберг» мог стать неплохой площадкой для неофициальных американо-иранских контактов.

Как отмечают западные дипломаты, мирные переговоры с вооруженной оппозицией были возможны лишь в случае безусловного соблюдения боевиками трех основных принципов примирения. Что означает: сложение оружия, признание афганской конституции и окончательный разрыв связей с «Аль-Каидой» и различными экстремистскими организациями. Но никто даже из умеренных талибов не заявил о готовности признать нынешнюю конституцию. Так же, впрочем, как никто в НАТО не ставит целью срочный уход из Афганистана.

Главное – понимание?

Запад уверяет, что не  бросит нынешних правителей       Афганистана во главе с Карзаем, как в свое время Москва бросила просоветский режим Наджибуллы. Наблюдатели полагают, что эти обещания США и Евросоюзу будет выполнить нелегко. Нарастающий экономический кризис в Европе, финансовые сложности в США, а также рост напряженности в отношениях Запада с ключевыми игроками региона Ираном и Пакистаном делают эту задачу почти невыполнимой.

Но в любом случае, как заметил завсектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун, конференции, подобные той, что проходит в  Бонне, нужны хотя бы для того, чтобы подойти, «если не к решению проблемы, то к общему пониманию путей решения конфликта». «На этих конференциях стороны нащупывают общие интересы. Жаль, что на этот  раз не было пакистанцев, ведь афганцы понимают: от Исламабада соседа во многом зависит их судьба».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях