Количество
Видимо, заявление президента и премьера о том, что это были самые честные выборы – задело людей. Во всяком случае, такого количества протестующих Москва не видела давно. На Чистопрудном бульваре собралось ( по разным данным) от 5 до 8 тысяч человек (а было заявлено 500 человек). Уже к 19 часам (время начала митинга) Чистопрудный бульвар был забит до отказа, а люди все шли и шли.
Юрий Олеша, человек с невообразимым воображением, взглянув на открытую банку шпрот, произнес: «Хор имени Пятницкого». Так вот, все пространство представляло эдакую громадную банку шпрот. Но это был не хор Пятницкого, а ор протеста.
Толпы выстроились за ограждающим площадь забором вдоль трамвайных путей. Людей, пытающихся протиснуться «поближе к митингу», полиция посылала … Ну куда она может послать? Переименованные менты просто не ожидали увидеть столько народу.
Качество
Вторая отличительная черта митинга может быть охарактеризована так – все флаги в гости к нам. Это была стая не угрюмых нациков или строй зауженных идеей коммуняг. Это был народ – либералы, коммунисты, националисты, демократы и даже пофигисты, простые обыватели.
Разнообразной публика была и по виду — в основном, конечно, студенты, но были и мамаши с колясками, гламурные дамочки, солидные мужчины, пенсионеры и немереное количество хипстеров.
Над толпой развевались российский триколор и плакаты с лозунгами против «Единой России». «Имперок» или флагов националистических организаций не наблюдалось, но их представителей можно было узнать по матерным лозунгам, только на месте «чурок» и «хачей» оказалось «ЕдРо».
Весь этот «вавилон» оказался вполне способен к мирному существованию. Либералы восторженно завизжали при виде Навального, а националисты, не поднимая рук (без «зигов»), одобрительно гудели при выступлении Дмитрия Быкова, которого даже подбадривали криками «Громче!».
Идеология
В толпе выкрикивали лозунги: «Россия будет свободной», «Едро в ведро». Плакаты по стилистике мало походили на угрозы, а больше на констатацию фактов: многих были плакаты: «ЦИК – министерство лжи», «Долой Партию жуликов и воров», «Выборы — фарс».
Выступления всех ораторов были посвящены анализу фальсификаций на выборах и восторгу от количества пришедших на митинг. Дошли мыслью до грядущих президентских выборов, на которых было обещано показать власти, кто тут хозяин. Но показывает же не бульвар, а Чуров…
«Мубарак тоже победил на выборах незадолго до революции, но это ему не помогло», — тихо заметил один из участников митинга, назвав митинг «русским Тахриром». Не знаю, случится ли «арабская весна» в марте на выборах, но русская зима носила явно африканский характер. Шел почти теплый, (но противный) дождь. Но никто не расходился.
«Льет как из ЕдРа», — скаламбурил писатель Дмитрий Быков, по утверждению которого в России уже сформировалось гражданское общество, и пора бы действовать.
А с этим в России всегда проблемы.
Тут организаторы митинга сообщили, что время вышло (митинг был разрешен до 20:30) и стали призывать людей пройти в сторону Лубянки и зданию ЦИК РФ. (Дедулька, весь митинг выкрикивающий «Лубянку как Бастилию!», довольно заулыбался).
Не сразу разобравшая, что к чему полиция раздвинула кордоны … и толпа людей хлынула от памятника Грибоедову к выходу на Мясницкую.
Кто в доме хозяин
С криками «Позор», «Это наш город», «Долой жуликов и воров», митингующие попытались пойти по Мясницкой, но тут их уже встретили суровые ребята из ОМОНа.
Если митинг был санкционирован, то шествие к Лубянке в планы властей никак не входило. Поэтому дальше началась то Триумфалка , то битва Давида с ДОСААфом. «Стена» из полицейских и омоновцев и прорывающиеся сквозь нее митингующие.
Вот только численность толпы в десятки раз превышала все подобные митинги, проходившие в последнее время. Поэтому часть людей все же прорвалась через оцепление.
Движение автотранспорта остановилось – толпа просто не давала машинам проехать. Кто-то из митингующих начал клеить на лобовые стекла припаркованных машин наклейки «Верните нам наши голоса». Разъяренные полицейские замахали дубинками, в ответ полетели бутылки.
Кто-то даже интеллигентно запустил в ОМОН литературой — книгой Немцова (ее раздавали на митинге).
Хватать умеют
Били всех подряд. Девушку, (видимо, впервые пришла на митинг) которая решила вежливо попросить стражей не трогать ее, несколько раз ударили и оставили лежать на асфальте.
Меня за шиворот схватил какой-то здоровенный омоновец, но удалось «отбиться» от ареста журналистским удостоверением.
Хотя корреспондентов тоже особо не жалели – было задержано много представителей прессы, некоторым репортерам разбили камеры.
Та же часть митингующих во главе с Ильей Яшиным и Алексеем Навальным, которой удалось прорваться, до того, как Мясницкая была перекрыта, дошла до Театральной. И там уже была «поймана» в кордон, и часть, включая самого Яшина и Навального, — задержана.
Всего задержали более 300 человек.
В ожидании рассвета
Однако, несмотря на зверства полиции и то, что практически все митингующие были разогнаны, арестованы или загнаны в метро, группки молодежи продолжали ходить по центру Москвы до поздней ночи и выкрикивать лозунги.
— А что тогда в марте будет, — уныло спросил полицейский у своего товарища.
— Полный…, — мрачно заверил тот.
Хочется верить стражам порядка.