Закрыть

Колонки

Когда начался Рамадан?

 

Но ученые расходятся между собой, а община верующих часто не знает, куда обратиться – настолько сильна путаница.   Картина тревожная, даже пугающая, особенно в свете тех колебаний и ошибок, которыми сопровождались  недавние попытки  определить первый день поста.

Что говорят тексты и ученые

При всем этом, тексты, которые определяют начало месяца поста, как Коран, так и сунна,  ясны и не почти не оставляют места для неоднозначного толкования.

Коран четко устанавливает предопределенные циклы: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет». (Коран 10:05)

Не оставляет сомнений и указание на количество месяцев: «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные».  (Коран 9:36)

В Коране говорится и о днях поста, которые предопределены и  выпадают в пределах лунного месяца из 29 или 30 дней: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь». (Коран 2:183)

«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»  (2:184)

Новолуние («хиляль») должно быть замечено, согласно  пророческой традиции: «Когда вы видите  новую Луну месяц (месяца Рамадан), начинайте пост, и когда вы видите новую Луну (месяца Шавваля), прекращайте пост; а если небо пасмурно (и вы не можете видеть это), то считайте новую Луну Рамадана (как 30 дней)».  (Бухари и Муслим)

Как установил в 1986 году Мусульманский комитет исламского законодательства,  общая формулировка хадиса подразумевает, что разнообразие лунных восходов не учитывается.

На точность движений Солнца и Луны указывает следующий аят: «Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку». (Коран 55:5)

Мусульманские ученые всегда уделяли пристальное внимание естественному порядку вещей,  и признавали достоверность научного расчета, основываясь на смысле процитированного аята,  указывающего на точный и тщательный порядок,  регулирующий движение небесных тел. Астрономические наблюдения позволили определять время молитвы, соблюдая тем самым как можно точнее смысл аята: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (Коран 4:103)

Выходя за пределы данного в Коране определения, что пост должен начинаться, когда белую нить можно отличить от черной —  «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной», (Коран 2:187) — ученые признали, что астрономические вычисления, основанные на  движении Земли и Солнца, определяют точный момент, в который мы должны перестать есть и с которого начинается рассветная молитва, так же как эти движения определяют  остальные ежедневные молитвы.

Таким образом, применение научных знаний для лучшего соблюдения предписания Корана молиться в назначенный час, или для определения начала и конца поста, как и количества дней в месяце (29 или 30 лунных дней) – проверено временем, и никогда не вызывало сомнений  ученых, ни в прошлом, ни сегодня, независимо от правовой школы или традиции.

Что говорят наука и  ученые

Астрономия претерпела значительные изменения, превратившись в  полноправную научную дисциплину, которая достигла впечатляющих возможностей наблюдения за Вселенной с помощью инструментов, позволяющих с высокой точностью отслеживать движение планет и рассчитывать их позиции. Астрономы могут с большой точностью предсказать момент выравнивания на одной линии Солнца, Земли и Луны, который знаменует окончание одного лунного месяца и начало нового. Ученые способны сейчас определить этот  день и даже точный  момент такого выравнивания на сотни  лет вперед, если не больше.

С исламской точки зрения (согласно большинству ученых) научного  определения этого момента недостаточно,  учитывая ясность хадиса, который требует увидеть  новую  луну невооруженным глазом. Именно наблюдение новолуния в любой точке земного шара знаменует начало лунного месяца для верующих. Принимая во внимание это требование, ученые могут сообщить нам об объективных условиях, позволяющих увидеть новый месяц, невооруженным глазом или с помощью телескопа

Преимущество этого подхода

Тексты первоисточников должны рассматриваться со всей серьезностью и благоговением. Наблюдение луны, где бы оно ни произошло на земле, необходимо; научные знания, основанные на точных расчетах, позволяют определить, когда и где это может произойти. Таким образом, духовные и научные знания дополняют друг друга, позволяя нам строго и с полно верой соблюдать божественные предписания.

Преимущество этого подхода, помимо  простого объединения требований  откровения и научного знания, заключается в том, что он позволяет достичь более высокой уверенности в определении начала лунных месяцев, а также в объединении мусульман всего мира.

Мы знаем, насколько  объединяет мусульман мира  паломничество.  Тот же принцип, применительно к астрономическим расчетам и, в конечном итоге, к согласованному началу каждого месяца, в том числе Рамадана,  объединит нас на четкой и всеми признанной основе.

Критики и их требования

В критике и спорах недостатка нет;  на протяжении многих лет, школы мысли, ученые и даже государства резко расходились в  методах, используемых для определения начала Рамадана. Аргументы, выдвигаемые теми, кто критикует использование научных знаний, не могут быть обоснованы с помощью доводов и противоречат принципам ислама. Наиболее часто встречающиеся аргументы:

1. В хадисе  ясно говорится о  том, что Луну нужно увидеть только человеческим глазом: не должно быть никаких ссылок на научные расчеты.  Но такое толкование хадиса неправильное и уменьшающее его смысл, учитывая, что Пророк (мир ему и благословение) указывает на средства,  доступные людям его  времени.  Коран, однако, четко указывает, что Солнце и Луна следуют точно вычисляемыми курсами, и  если с помощью науки мы получим больше знаний о движении планет и точном начале каждого месяца, наша обязанность – воспользоваться всеми имеющимися средствами.

2. Некоторые придерживаются идеи, что мусульмане составляют религиозную общину, которая должна опираться на простые и естественные средства и знания, поскольку  Пророк (мир ему и благословение) говорит в достоверном хадисе: «Мы неграмотный народ, мы не пишем, мы также не производим расчеты».

Отсюда делается вывод, что не может делаться никаких ссылок на астрономические расчеты, поскольку это противоречило бы смыслу хадиса. Но это снижающее смысл прочтение хадиса, в котором описывается состояние ранних мусульман; такое прочтение видимо противоречит основополагающим принципам ислама, который призывает к чтению, к знаниям, и к пониманию мира.

История исламской цивилизации демонстрирует прямую о противоположность этому призыву  к невежеству, что явствует из научного духа, проявлявшегося во всех областях знаний, от медицины до астрономии, архитектуры и искусства.

И опять же, мусульмане ни словом не вспоминают об этом хадисе  при определении с помощью астрономических расчетов  времени молитв.

3. Существует мнение, что «день сомнения» — неотъемлемая часть подготовки к Рамадану, которая вводит верующего в особое психологическое состояние. Помимо того, что ни в Коране, ни в  пророческой традиции нет подтверждений того, что сомнения, являются неотъемлемой частью подготовки к посту,  легко понять, что «день сомнения» — не что иное, как следствие сомнений, вытекающих из наблюдения луны  невооруженным глазом, и не обладает духовным достоинством.

На более глубоком уровне, состояние мусульманских стран и общин во всем мире доказывает, что нынешняя ситуация несет в себе опасность реальных и потенциальных помех, разногласий и напряженности, которые мешают правильной подготовке к посту.

4. Некоторые ученые утверждают, что наблюдение луны должно  быть подтверждено в каждой стране или регионе; другие считают, что оно должно быть подтверждено в Саудовской Аравии, номинальном центре общины верующих, а третьи придерживаются мнения, что мусульмане должны следовать за первым увидевшим луну где бы в мире это не произошло. За этими различными правовыми заключениями проглядывает борьба за власть, неформальное соперничество между государствами, отстаивающими свое право определять начало Рамадана.

Это уже не обсуждение того, как мудрее и тщательнее  интерпретировать тексты, а нездоровые конфликты, которые находятся в полном противоречии с призывом к единству, лежащим в основе ислама: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь». (Коран 3:103)

Для религиозной общины, претендующей на торжество единства и знания, грустно видеть, как каждый год происходит как раз обратное: бесконечное разделение, потому что лидеры и ученые отказываются воспользоваться научными знаниями современной эпохи, которые позволили бы мусульманам объединиться, и сосредоточиться на главном: духовном опыте поста.

Заключение

Мусульман нужно призвать к знаниям и мудрости. Наша религия требует, чтобы мы использовали свой разум во благо, и полагались на знания, чтобы двигаться вперед. Великие столетия мусульманской цивилизации основывались на  слиянии глубокой веры, интеллектуального и научного любопытства, и этического исследования конечных целей знания и того, к чему его можно применить. Настало время принять духовную  и интеллектуальную энергию ранних времен. Наука,  используемая с совестью — это праздник души. Если ученые не осмеливаются, если государства выступают против из-за примитивных политических соображений, если организации боятся собственной тени, верующим остается самим встать  на этот путь, выйти на широкую дорогу  верности текстам, с опорой на научные данные, и настоятельно призвать  ученых и государства пересмотреть свои позиции.

Мы должны начать наше путешествие, прекратив жаловаться на некомпетентность той или иной личности,  учреждения или государства, поскольку мы сами выбрали слепо следовать за своей страной, тем или иным  ученым или большинством, не учитывая объективные доводы  и имеющуюся информацию. В истории исламской мысли и права были примеры того, как  ученые и государства пересматривали свои официальные позиции под давлением верующих. Настало время сделать осознанный выбор, опираясь на знания и мудрость, что, в конечном счете, инша Аллах, объединит мусульман.

Астрономические расчеты, основанные на всех описанных выше факторах и условиях, говорят нам, что увидеть новолуние можно было в пятницу, 27 июня, в ряде стран Южной Америки и во Французской Полинезии. Первый день Рамадана, таким образом, приходится на 28 июня 2014 года. Исходя из тех же расчетов и даты, Ид аль-Фитр состоится в понедельник 28 июля 2014 года.

Нам нужна мудрость, чтобы объединиться, чтобы более обоснованно пользоваться наукой и знаниями, не говоря уже о том, чтобы лучше откликнуться на призыв Всевышнего.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Полная версия текста опубликована на сайте tariqramadan.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях