9 июня, когда силы повстанцев вошли в город, по пятам отступающих поспешно вместе с мэром полицейских и военных, оставшееся население приготовилось к самому худшему.
К своему удивлению жители обнаружили, что город вовсе не оказался под «суровой пятой навязанного иностранными экстремистами шариата», как пугало непопулярное правительство премьера аль-Малики. Государственные учреждения заняли те иракцы, которые поддерживали восстание против центральных властей.
Иностранные журналисты в Мосул соваться опасаются, но судя по поступающим из города сообщениям, жизнь в он вернулся к пм протекает вполне нормально, если не считать дефицита воды, электроэнергии и бензина.
По словам местных жителей, грабежей практически не было. К тому же занявшие Мосул повстанцы снесли все правительственные блокпосты, превращавшие в кошмар езду по улицам и мостам города, разделенного пополам рекой Тигр.
Сейчас, почти две недели спустя, судя по рассказам жителей и постам в соцсетях, можно с уверенностью сказать: обещанного «обращения в шариат» более чем миллионного населения Мосула боевиками «Исламского государства Ирака и Леванта» не произошло. Более того, действия новых властей внушают мосульцам надежду, и многие называют их освободителями.
Повстанцы заявляют, что их единственной целью является иракское правительство.
«Люди больше не тревожатся – исчезли страхи, кончились убийства, рынки полны», — рассказал по телефону житель Мосула Юнус, отказавшийся, как и многие другие, назвать свою фамилию.
Повстанцы в черном, которые наладили дорожное движение и поддерживают порядок – «хорошие люди», говорит он. По словам Юнуса, они не дают торговцам воспользоваться нестабильной ситуацией и взвинтить цены.
Иракские государственные СМИ обвиняли ИГИЛ в поджогах церквей и массовых изнасилованиях. Противники правительства аль-Малики эти обвинения опровергают, называя повстанцев «революционерами».
«В Мосуле нет никаких преступлений против женщин, все это ложь СМИ», — написал в Facebook владелец одного из городских кафе Ахмад Малах.
Повстанцев во главе с ИГИЛ винят во всевозможных грехах – изъятии 420 млн. долларов из центрального городского банка, похищении 49 сотрудников турецкого консульства и безжалостных казнях сотен в основном шиитских силовиков.
Жители Мосула подтверждают лишь, что боевики в борьбе с «идолопоклонством» снесли бульдозерами многие памятники в городе, например, известному поэту 9 века Абу Таммаму.
Зато они избавили горожан от правительственного аппарата безопасности, который многие мосульцы называли «оккупационной силой».
В 2008 году, во время американской оккупации, убийство около десяти христиан — в том числе архиепископа халдейской католической церкви – вызвало массовый исход из города христианского населения.
Сейчас же, судя по поступающим сведениям, преследованиям не подвергается ни одно из религиозных меньшинств, даже члены близкой к зороастризму секты езидов.
Христианские священники признают, что паства их цела и невредима.
«Они в безопасности, хотя и боятся того, что ждет впереди», — сказал епископ Иоанн Матти по телефону с равнины Ниневии возле Мосула, в которую бежали из города многие христиане.
Набих Булос. Полный вариант статьи опубликован на сайте latimes.com.