Закрыть

Праздники и приметы

Пожизненное для организатора переворота

 

Кенан Эврен, занявший после  трех лет военного правления пост президента, никогда не выражал сожалений по поводу переворота. Он всегда утверждал, что армия лишь положила конец многолетним уличным боям между левыми и правыми, в которых погибли тысячи людей.

Пятьдесят человек были казнены взявшими власть военными, тысячи  арестованы и сотни пропали без вести.

«Должны ли мы были кормить их в тюрьме долгие годы. Вместо того чтобы повесить?» — оправдывал он совершенные после переворота казни в своей речи в 1984 году, уже будучи президентом.

После участия в Корейской войне 1958-59 гг. Эврен возглавлял турецкое отделение Операции «Гладио» —  тайной сети НАТО и ЦРУ, созданной после Второй Мировой войны для  противодействия «распространению коммунизма в Европе». В 1977 году он занял пост командующего сухопутными войсками, а год спустя стал начальником генерального штаба.

Слишком слабый, чтобы присутствовать на заседаниях суда, он был приговорен к пожизненному заключению вместе с бывшим командующим военно-воздушными силами, 89-летним Тахсином Сахинкайей.  Оба они были обвинены в создании условий для вмешательства армии, а затем совершении государственного переворота.

Судебное дело против Кенана Эврена, несколько десятилетий прожившего в отставке на Эгейском побережье Турции, было заведено в январе 2012 года. Оно было воспринято как попытка премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана переломить доминирование военных в политике. С 1960 по 1997 год  прозванные «пашами» турецкие генералы  заставили уйти в отставку четыре правительства.

Еще сотни армейских офицеров  были заключены в тюрьму после расследований заговоров «Эргенекон» и «Кувалда». За годы своего правления Партии справедливости и развития удалось также исключить из государственных органов военных, которые оказывали огромное влияние на политику, особенно после переворота 1980 года.

На протяжении всего процесса генерал Эврен в основном хранил молчание, наблюдая за заседаниями по видеосвязи. Из-за своего преклонного возраста он, вероятно,  не сможет отбывать наказание в тюрьме, сообщает «Рейтер».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях