Закрыть

Колонки

Чужая боль

 

Новые крымские власти, конечно,  сделали все, чтобы  эта дата прошла незаметно. Было принято специальное постановление, запрещающее всякие массовые мероприятия, что, фактически, лишило крымских татар права на митинг в день Памяти. Причина  была  выбрана  изысканная – мол, не надо  пугать приезжающих.  Не испортить  бы курортный  сезон.

Колеса диктуют вагонные

«Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая. …Отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. …Тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте».

Первый вопрос – за что? То, что крымские  татары сотрудничали с оккупантами – факт. Но,  почему вдруг была введена коллективная  вина и коллективная ответственность? Почему пострадали  ВСЕ?  До единого?

Даже  те, кто воевал с фашистами, и даже стал дважды  Героем? Даже те, кто не жил при оккупантах,  и был эвакуирован на Восток.

Нашли всех.

«После депортации крымских татар в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы все (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Саки и Судака) населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское происхождение (более 80 % от общей численности населённых пунктов Крыма)».

Не было никакого суда.

Было просто решение  человека, который  ранее  подписал  договор  с  фашисткой Германией и вместе с ней, плечом к плечу, вступил во  Вторую мировую. И присоединил Прибалтику, Западную Украину…

Но он не проклят. Он — эффективный менеджер. Он все  еще лежит на Красной  площади.

«Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно…».

Полный прагматизм  —  взрослых из вагонов  выкидывали в двери. Детей – в окно.

Непрощенные

Читаю на сайте «Эха Москвы» комментарии к  информации  о траурном  митинге в  Симферополе:

«В этот день необходимо вспоминать жертв от рук крымских татар пособников фашизма и о том, как они мрази резали горла Русским матросам, освобождавшим Крым от фашистов».

«Русские выиграли войну, в то время когда крымско-татарские твари были коллаборационистами и теперь визжат о своём угнетении — это верх цинизма этого народа-предателей!!!».

Простили и  возвеличили Колчака, уничтожавшего красных (русских) не менее крымских татар.

Владимир Оскарович Каппель, с его психической  атакой на  Петьку и Анку (фильм «Чапаев») — ныне почти национальный герой.

Николай Кровавый,  погубивший тьму народа, стал почти святым.

А эти до сих пор  изгои.

И — ВСЕ.

И – по сей день.

Можно возразить: одно дело гражданская война, и совсем иное —  война отечественная. За Родину. Но ведь  и тут есть свои странные  факты. Например,  великий князь Александр Невский. Долгие  годы в истории он оставался предателем («Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев  — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)».

Еще  когда я  в школе учился,  это имя было почти  черным. А сегодня —  светлейший  образ.

Так почему такая  судьба  у крымскотатарского народа? Да потому, что  история  призвана воспитывать национальный патриотизм, а ведь ее интересуют не  факты, а мифы и легенды.

Нет такой национальности – россиянин. А история наша – национальная. Поэтому  мы так выборочны в гневе?

И так не выборочны  в методах наведения  порядка в  прошлом. И в настоящем.

О разменных  монетах

Но мне жаль, что в этот день – 18  мая — мой президент не нашел слова  соболезнования для  крымских татар. Для своего народа. Который, правда, за него не голосовал.

Но  так уж получилось.

А ведь он мог сказать — котлеты отдельно, а мухи отдельно. Он  один вправе решать исторические проблемы, назначать виновных, и  реабилитировать несправедливо обиженных.

А любопытно ведь. Мы так  переживаем за зубров, или, допустим, стерхов.  Они же могут исчезнуть с Земли. Спасаем  амурских тигров.

А тут речь о целом народе. Который  был поставлен под угрозу исчезновения. И угроза эта не исчезла и по сей день.

И ноль сострадания.

И только предостережение: «Но ни в коем случае, никто, все мы не можем допустить, чтобы крымско-татарский народ стал разменной монетой в каких-то спорах, в том числе и межгосударственных, особенно в каких-то спорах, скажем, между Россией и Украиной».

То есть вагоны могут быть поданы в любую минуту?

Не случайно ведь, во время поминальной молитвы в небе появились вертолеты, заглушая слова боли…

***

На траурном митинге, посвященном 70-й годовщине депортации народов из Крыма,  крымские татары заявили о  планах  создания на полуострове собственной национально-территориальной автономии. Они также заявили, что будут выступать за возвращение исторических названий населенным пунктам и географическим объектам, которые переименовали после депортации.

Не знаю, насколько реальны эти планы. Но в планы  превращения Крыма во Всероссийскую здравницу это явно не вмещается.

Отдыхающим это ни к чему.

Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях