Новые крымские власти, конечно, сделали все, чтобы эта дата прошла незаметно. Было принято специальное постановление, запрещающее всякие массовые мероприятия, что, фактически, лишило крымских татар права на митинг в день Памяти. Причина была выбрана изысканная – мол, не надо пугать приезжающих. Не испортить бы курортный сезон.
Колеса диктуют вагонные
«Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая. …Отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. …Тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте».
Первый вопрос – за что? То, что крымские татары сотрудничали с оккупантами – факт. Но, почему вдруг была введена коллективная вина и коллективная ответственность? Почему пострадали ВСЕ? До единого?
Даже те, кто воевал с фашистами, и даже стал дважды Героем? Даже те, кто не жил при оккупантах, и был эвакуирован на Восток.
Нашли всех.
«После депортации крымских татар в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы все (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Саки и Судака) населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское происхождение (более 80 % от общей численности населённых пунктов Крыма)».
Не было никакого суда.
Было просто решение человека, который ранее подписал договор с фашисткой Германией и вместе с ней, плечом к плечу, вступил во Вторую мировую. И присоединил Прибалтику, Западную Украину…
Но он не проклят. Он — эффективный менеджер. Он все еще лежит на Красной площади.
«Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно…».
Полный прагматизм — взрослых из вагонов выкидывали в двери. Детей – в окно.
Непрощенные
Читаю на сайте «Эха Москвы» комментарии к информации о траурном митинге в Симферополе:
«В этот день необходимо вспоминать жертв от рук крымских татар пособников фашизма и о том, как они мрази резали горла Русским матросам, освобождавшим Крым от фашистов».
«Русские выиграли войну, в то время когда крымско-татарские твари были коллаборационистами и теперь визжат о своём угнетении — это верх цинизма этого народа-предателей!!!».
Простили и возвеличили Колчака, уничтожавшего красных (русских) не менее крымских татар.
Владимир Оскарович Каппель, с его психической атакой на Петьку и Анку (фильм «Чапаев») — ныне почти национальный герой.
Николай Кровавый, погубивший тьму народа, стал почти святым.
А эти до сих пор изгои.
И — ВСЕ.
И – по сей день.
Можно возразить: одно дело гражданская война, и совсем иное — война отечественная. За Родину. Но ведь и тут есть свои странные факты. Например, великий князь Александр Невский. Долгие годы в истории он оставался предателем («Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)».
Еще когда я в школе учился, это имя было почти черным. А сегодня — светлейший образ.
Так почему такая судьба у крымскотатарского народа? Да потому, что история призвана воспитывать национальный патриотизм, а ведь ее интересуют не факты, а мифы и легенды.
Нет такой национальности – россиянин. А история наша – национальная. Поэтому мы так выборочны в гневе?
И так не выборочны в методах наведения порядка в прошлом. И в настоящем.
О разменных монетах
Но мне жаль, что в этот день – 18 мая — мой президент не нашел слова соболезнования для крымских татар. Для своего народа. Который, правда, за него не голосовал.
Но так уж получилось.
А ведь он мог сказать — котлеты отдельно, а мухи отдельно. Он один вправе решать исторические проблемы, назначать виновных, и реабилитировать несправедливо обиженных.
А любопытно ведь. Мы так переживаем за зубров, или, допустим, стерхов. Они же могут исчезнуть с Земли. Спасаем амурских тигров.
А тут речь о целом народе. Который был поставлен под угрозу исчезновения. И угроза эта не исчезла и по сей день.
И ноль сострадания.
И только предостережение: «Но ни в коем случае, никто, все мы не можем допустить, чтобы крымско-татарский народ стал разменной монетой в каких-то спорах, в том числе и межгосударственных, особенно в каких-то спорах, скажем, между Россией и Украиной».
То есть вагоны могут быть поданы в любую минуту?
Не случайно ведь, во время поминальной молитвы в небе появились вертолеты, заглушая слова боли…
***
На траурном митинге, посвященном 70-й годовщине депортации народов из Крыма, крымские татары заявили о планах создания на полуострове собственной национально-территориальной автономии. Они также заявили, что будут выступать за возвращение исторических названий населенным пунктам и географическим объектам, которые переименовали после депортации.
Не знаю, насколько реальны эти планы. Но в планы превращения Крыма во Всероссийскую здравницу это явно не вмещается.
Отдыхающим это ни к чему.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».