Журналист, выпускник Каирского университета, он был четырежды арестован при правлении Мубарака. Находился во время протестов против свержения президента Мурси на площади Рабиа. Несколько месяцев скрывался от арестов, смог покинуть Египет.
— Вы один из 529 узников, которых за полчаса суд уже приговорил к смерти?
— Нет, я в другой группе. Вместе с президентом Мурси, эти суды еще не завершены. Рассматриваются некоторые дела, по которым в дальнейшем, в том числе и меня, могут арестовать.
Руководители переворота придумали несколько дел в отношении президента Мурси и членов правительства. Я один из них. Если этим процессами будет дан ход, то этого достаточно, чтобы приговорить по ним вплоть до смертной казни.
Угроза существует не для меня одного — для каждого египтянина, который стремится к справедливости и независимости, кто требует честных выборов. Это угроза против народа, на который напали военные и украли власть в стране.
Я был во время протестов на площади Рабиа. Таких, как я, кто под прямой угрозой ареста- таких десятки тысяч.
— Называют самые разные цифры жертв среди сторонников братства. Что вам известно об убитых и арестованных?
— В сам день переворота было убито около 6000 человек, около 25000 арестованы и около 30000 ранены. Практически ежедневно с тех пор кто-то убит или арестован.
— Дочь Мурси недавно усомнилась, что на суде присутствует ее отец, а не двойник, поскольку она не узнает отца ни по внешности, ни по поведению. Вы согласны с ее обеспокоенностью?
— Если это действительно слова дочери Мурси и их не исказили… Следует понимать, что президента Мурси держат в неизвестном месте, никто не может его посещать, он находится под постоянным давлением, с переворота 3 июля семье позволили посетить его только один раз.
Во время суда его держат за железной решеткой и за стеклом. Видно его плохо. Но это президент. Ему приходится быть участником спектакля под названием суд, который противоречит и конституции, и закону.
Руководители переворота боятся дать президенту высказаться. Они разрешили адвокату только один раз его увидеть.
Они держат его в абсолютной изоляции.
Когда его показывают, камера скользит по молчаливому лицу, которое трудно рассмотреть. Они боятся даже его молчания за решеткой.
— Что известно о духовном наставнике братства докторе Мухаммеде Бадия, которому за семьдесят и которого тоже арестовали и осудили по делу 683-х?
— Др Бадия проходит по 28 делам. Все они придуманные. Так, его обвиняют, что он призывал к насилию, хотя все его речи задокументированы. Он сказал, что эта революция — мирная, но она сильнее, чем их танки. Др Бадия призвал молодежь продолжать революцию именно мирно.
— Правда ли, что сейчас Партию свободы и cправедливости, партию братства, возглавляет копт?
— Совершенно точно, ею руководит сейчас Доктор Рафик Хабиб, копт, христианин. После ареста аль Кататни, главы партии, его роль была передана его заместителю. Др Хабиб — профессор, интеллектуал, известный мыслитель.
Партия cвободы и cправедливости включает в себя много христиан. Движение братьев с момента своего образования в 20-х годах XX-го века включало в себя множествохристиан. Духовный лидер, муршид братства Хасан аль Банна создал политический комитет движения в 40-х годах XX-го века, в состав которого вошли три христианина-копта.
— Власти, совершившие переворот, опасаются арестовывать христиан из братства?
— Да, это так.
С другой стороны, переворот стал итогом сделки между главой коптов, главой аль Азхар (старейший и авторитетный мусульманский университет, находится в Каире — НК) и представителем салафитов из «Хизб аль Нур». Все эти лица были участниками спектакля под названием переворот против президента Мурси.
Это не значит, что члены Церкви, ученые и студенты аль Азхар и салафиты не поддерживают братство. Речь идет только о верхушке этих трех сил. Очень много людей из аль Азхар нас поддерживают. Можно сказать, что большинство людей в Церкви против переворота.
Коалиция за возвращение президента Мурси включает в себя и пять салафитских партий.
— После переворота были сожжены коптские храмы. Называли разное их количество — от 8 до 80. В сожжении их обвинили братство мусульман, которое, как Вы говорите, имеет тесные связи с коптами. Как это все понимать?
— Это были единичные случаи, и по ним есть много вопросов. Руководители этих храмов в районе Минья, а сожжения в основном проходили там, свидетельствовали, что братья-мусульмане защищали храмы во время нападений. Главы общин убеждены, что за нападениями стоят какие-то таинственные формирования, потому что сотрудники полиции смотрели на их действия и ничем им не препятствовали. Это были какие-то неофициальные группы силовых структур — иначе трудно объяснить, почему официальные представители не стремились их остановить. Много вопросов и о том, какие у них были цели. Чтобы приписать эти поджоги братству, видимо.
— Это правда, что при поджогах коптских храмов никто не погиб?
— Да, это так. Это была подготовленная диверсия. Их план состоял в том, чтобы разрушить храмы и украсть ценности. Братство никогда ничем подобным не занималось. Это делают банды, криминальные группы. Факт в том, что братство и другие исламские группы защищали храмы, а полиция — нет.
— Насколько вероятно, что Верховный муфтий одобрит смертный приговор 528 и 683 людям?
— Не думаю, что он оправдает казнь, потому что множество народа против этого и в Египте, и в мире. Эти казни не имеют оправдания ни в законе, ни в конституции. Людям не было предоставлено возможности защищаться. Если муфтий одобрит эту казнь, это будет катастрофа Египта.
— Кто поддерживает Мурси и братство сейчас?
— Очень многие страны поддерживают — я говорю о людях, большинство мусульман и многие христиане. Большинство стран мира не признали переворот. Африканский союз приостановил членство Египта. Совет по правам человека при ООН провел уже два обсуждения. Международная амнистия также провела свое расследование.
— Некоторые эксперты убеждены, что Обама поддерживал братство и Мурси и осуждает переворот Сиси. Вы ощущаете это?
— Это просто показуха. Это лишь видимость некоей озабоченности Обамы. Многие руководители, в том числе и арабских стран, не хотели, чтобы президент Мурси остался на своем посту. Он стремился к тому, чтобы Египет вышел из-под американского господства, начал производить собственную продукцию, медикаменты, лекарства и многое другое. Какие только страны он не посетил — Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Россия и многие другие, чтобы выстроить независимость от США.
— Можете рассказать на своем опыте, как человек вступает в братство?
— Никто из моих родных в братстве не был, никто от режима не пострадал. Начиная с университета, я заинтересовался идеями, программой, мышлением, активностью братства в обществе. Таких, как я, миллионы. Людям нравится братство, потому что они реформаторы, они каждому предлагают включаться в работу, чтобы поднять страну. Братство верит в то, что должно быть разное мышление в обществе, разные вероисповедания, уважает женщин — СМИ искажают все представления о братстве много десятков лет.
Ну вот несколько примеров. Заместитель Мурси и члены его совета были женщины. Среди его помощников была и женщина, и христианин, и салафит.
— Вас репрессии в прошлом, при Мубараке, не коснулись?
— Четыре раза меня арестовывали: в 1981, 1984, 1991 и 1995 — все при Мубараке.
Отпускали потому, что профсоюз журналистов за меня боролся. Но другие сидели длительные сроки.
— В результате переворота Сиси арестованы журналисты. Что с ними?
— К людям применяются физические и психические пытки, давят на семьи, держат в одиночных камерах 2 м на 2 м. Родственникам не позволяют видеться. В некоторых тюрьмах родственников на свидании разделяет колючая проволока. В некоторых тюрьмах людям не дают смену белья и тюремной одежды, очень маленькие пайки, не дают никаких лекарств, не оказывают медпомощи. Дают грязные робы, грязные одеяла.
Физические пытки очень жестокие и унизительные.
Ибрагим Дерауи (Ibrahim Drawi) наш известный журналист, доказал в суде, что его пытал офицер, назвал его имя. Его очень сильно били. Другие журналисты последовали его примеру. Так, Мохаммед аль Вакиль тоже доказал в суде применение пыток.
Сейчас арестовано больше 50 журналистов, четыре журналиста из аль Джазиры. С начала переворота убиты 11 журналистов. Только на прошлой неделе двое журналистов ранены. Пяти журналистам, в том числе Ибрагиму и Мохаммеду, грозит смертный приговор.
— Что думаете о выборах, которые аль Сиси наметил?
— Выборы станут акцией притеснения и состоятся под давлением армии. Этот спектакль произойдет, как его и запланировали. Думаю, что явка будет слабой, но египетские СМИ и те из мировых СМИ, кто поддерживает режим, дадут картину, что выборы прошли в демократической атмосфере, но отметят, что не было достаточно конкурентных кандидатов, поэтому Сиси и победил.
Надежда Кеворкова, журналист. Английская версия интервью впервые опубликована на сайте Russia Today.