Закрыть

Колонки

Гонимые на свободе и почитаемые в тюрьме

 

Внутриполитическая ситуация в Египте накануне майских президентских выборов остается крайне напряженной. На этих выборах будут якобы соперничать два кандидата – главарь военной хунты Сиси, сам себе скромно присвоивший после июльского переворота звание фельдмаршала, и Хамдин Сабахи, представитель Александрии и довольно значительного спектра левых и насеристских  сил страны.

Майские выборы еще более дестабилизируют положение, по крайней мере, по трем основным причинам.

Сиси нарисуют 65%

Во-первых, потому что выборы проводит нелегитимный, кровавый режим, незаконно захвативший власть. Во-вторых, потому что выборы проводятся по новой конституции, за которую проголосовало чуть более  30 процентов египетского населения. В-третьих, потому что в выборах не будут участвовать представители самой мощной и влиятельной общественно-политической силы страны – «Братья-мусульмане», объявленной террористической, и вынужденной действовать в условиях подполья, в условиях, когда практически все их основные руководители находятся за решеткой, и им грозит смертная казнь. В-четвертых, потому что и результаты этих так называемых выборов будут также сфальсифицированы. Эксперты уже прикидывают, что, наверняка, будет искажено число принявших участие в выборах – «нарисуют» цифру в 60-65 процентов. Будет сфальсифицировано количество избирателей проголосовавших за Сиси – «новому фараону» нарисуют 80-85 процентов. Сабахи же должен будет получить не больше 12 – 14  процентов.

Кстати, чтобы получить такие нужные результаты, избирательная комиссия допустила к выборам только двух кандидатов.  По новому закону, никто и никак не может обжаловать то, что обнародует Центральная избирательная   комиссия Египта. Решения «самого честного и неподкупного» ЦИК – окончательные и обжалованию не подлежат!

Знамя борьбы несет «Братство»

Сегодняшняя ситуация существенно сложнее той, которая была в прошлом году. Это уже не просто противостояние между военными и  ихванами, а появление нового клубка социально-политических противоречий в египетском обществе.

Быстро размывается эфемерная социальная база путчистов. По данным самих же западных спецслужб, режим Сиси фактически поддерживают, с теми или иными оговорками, не более 22 – 24 процентов египетского электората. Кстати, это одна из причин — почему американцы несколько дистанцируются от новоявленного фельдмаршала: Вашингтон не верит в его способности успокоить страну даже в среднесрочной перспективе. Большая часть исламизированных слоев с самого начала  выступила против египетской военщины. А потом началось дистанцирование от хунты и других социальных групп, в основном, среди городских средних слоев, студентов, женского населения крупных городов, мелкой и средней буржуазии.

Основную тяжесть борьбы против режима египетских тонтон-макут (сочный лейбл, который использовала советская пропаганда в отношении проамериканских путчистов – порой тогдашний Кремль был удивительно точен) продолжают нести местные организации «Братьев-мусульман». Поскольку традиционное руководство арестовано, то фактически в ходе нынешней конфронтации формируется новое поколение молодых ихвановских лидеров, которые демонстрируют, между прочим, очень неплохую политическую креативность.

Во-первых, речь идет об очень важном факторе – непрерывность политических акций. Каждый день, несмотря на жесточайшие репрессии, в тех или иных населенных пунктах проходят пикеты, демонстрации, появляются соответствующие листовки и подпольные печатные издания.

Во-вторых, широко используются новые креативные приемы и технологии – флеш-мобы в метро и на ключевых городских улицах, различные приемы дискредитации военных,  в результате чего армия постепенно, но заметно теряет  свою предыдущую харизму в обществе и т.д.  Активно применяются интернет-технологии, социальные сети и особые информационные стратегии.

Третья сила

Социально-политическая ситуация в Египте характерна еще и тем, что здесь появилась и набирает вес новая социальная «третья сила», ядро которой составляет египетское студенчество. Между прочим, студенты традиционно являются важным политическим фактором в египетском обществе.

В университетах происходят достаточно сложные процессы. С одной стороны, достаточно ощутимо снижается влияние ихванов на студенческую среду. Еще два года назад почти 90 процентов студентов поддерживали «Братьев». Сегодня же такая поддержка снизилась до 20 – 25 процентов. С другой стороны, именно студенты активно формируют фронт новой светской оппозиции,  все более радикально выступая против  военной хунты и насквозь коррумпированного госаппарата.

Растущие жестокие репрессии со стороны режима в отношении своих политических противников  также являются свидетельством ожесточающейся  конфронтации в Египте.  Военная хунта пытается любыми способами запугать растущее число несогласных. Тысячи противников египетских горилл (опять реминисценция советского опыта!) уже убиты, без всякого суда и следствия. Десятки тысяч находятся в тюрьмах и концлагерях. Движение «Братьев-мусульман»  объявлено «террористической организацией». На запугивание египетского общества направлены угрозы смертной казни Мухаммада Мурси и других руководителей ихванов, мартовское решение суда о казне 529 человек по абсолютно немотивированным обвинениям в терроризме и т.д.

Военные против женщин

Военный режим в Египте безжалостно стремится подавлять оппозицию, пытаясь посеять страх и подавить инакомыслие. И, пожалуй, самая жестокая тактика насилия, к которой прибегают египетские силы безопасности и армия, направлена против женской части египетского населения.

Размах насилия против египетских женщин и девушек носит беспрецедентный характер в новой истории Египта. В день переворота 3 июля толпы сторонников горилл в военных мундирах, празднуя свою «победу», изнасиловали более 100 женщин. С тех пор масштабное использование арестов, физических и словесных оскорблений, сексуальных преступлений в отношении протестующих женщин стало излюбленным инструментом в руках мухабарат (спецслужба – пер. с арабского) и военных.

По данным независимого источника Wikithawra, за восемь месяцев после июльского переворота было убито военной хунтой более 90, и арестовано около 300 женщин. И эти цифры постоянно увеличиваются.

В ноябре прошлого года была силой разогнана сидячая забастовка вполне светской организации «Нет военным судам». Протестующих, в том числе и  женщин, жестоко избивали прямо на улицах. Мужчин забирали в полицейские участки, где избиения продолжались. А женщин десятками арестовывали, насиловали, вывозили в пустыню, и оставляли там посреди ночи.

Один из старейших в мире университет Аль-Азхар стал ведущей площадкой постоянных молодежных протестов. Здесь за несколько последних месяцев были убиты 184 студента и более 1800 арестовано.

Аресты и пытки политических активистов, в том числе и девушек, после переворота  приобрели каждодневный характер. В январе только за участие в мирных демонстрациях движения «Семь часов утра» к 11 годам лишения свободы приговорили 21 девушку моложе 23 лет, в том числе семерых несовершеннолетних.

Кроме физических и словесных оскорблений армия и полиция проводят проверку задержанных девушек и женщин на девственность и беременность. Эти унизительные и мерзкие меры лично инициировал нынешний вожак хунты Абдель Фаттах ас-Сиси.

В тюрьмах унижают и арестованных юношей, принуждая их стоять голыми перед женщинами. Многие из них утверждают, что их подвергают избиениям, пыткам, а также вынуждают к признанию в том, что «они женщины».

История 18-летней беременной Дахаб Хамди показывает, на что готов идти режим горилл ради подавления своих оппонентов. Спустя несколько недель после ареста Дахаб была вынуждена рожать, находясь в заключении. Фотография пристегнутой во время родов наручниками к постели женщины обошла весь Интернет. Дахаб назвала свою новорожденную девочку Хурия (Свобода).

33-летнюю мать двоих детей Амани Хасан арестовали вместе с братом после разгона демонстрации против хунты, потому что у нее в машине нашли плакат с изображением свергнутого президента Мухаммада Мурси. В заключении ее жестоко избивали, угрожали изнасилованием, прижигали тело сигаретами, а также принуждали дать ложное признание. Страдая от сильной боли из-за полученного ранее заболевания, Амани была вынуждена спать на полу. Проведя пять месяцев за решеткой без должного медицинского лечения, Амани вышла, наконец, на свободу. Но теперь мать двоих детей полностью парализована.

14-летняя Ола Тарек сегодня самая юная политзаключенная в Египте. С момента ее ареста прошло три месяца, а она до сих пор находится в тюрьме за участие в демонстрации против переворота. Несколько дней назад прямо дома арестовали и увезли в неизвестном направлении 20-летнюю Кариму эль-Серафи. Ее преступление состоит только в том, что она дочь одного из задержанных лидеров «Братьев-мусульман». Арест девушки стал попыткой надавить на ее отца, которого сейчас судят, чтобы он признал сфабрикованные против него обвинения в заговоре и измене.

Систематические издевательства сил безопасности и армии над девушками и женщинами получают все более широкое распространение. Их избивают полицейские в штатском, их насилуют и даже давят автомашинами. Тем не менее, египетские женщины по-прежнему настроены  решительно. 18-летняя студентка Университета Аль-Азхар Аят Хамада была осуждена на три с лишним месяца по сфабрикованному обвинению, когда ее арестовали на территории вуза за участие в протесте против переворота. Из тюрьмы она отправила весточку своим друзьям и коллегам, которые, несмотря на репрессии, ежедневно проводили демонстрации, требуя ее освобождения: «Я всегда буду свободной революционеркой, и тюрьма меня  не сломит».

Преследуя девушек и женщин, египетские гориллы пытаются добиться двух целей. Первая — запугать и травмировать их, изгнать из общественного пространства. Вторая — унизить протестующих мужчин, продемонстрировав им, что они не в состоянии защитить своих коллег-женщин, посеять у них страх и надломить их боевой дух. Но хунта терпит неудачу, поскольку протесты египетской молодежи только усиливаются.

…Есть старая и мудрая русская пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».  Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, кое-кто еще  – лучшие друзья гориллы, мечтающей надеть президентский мундир.

Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях