Закрыть

Колонки

Малазийский премьер — всем пример

 

Махатхир не просто превратил периферийную страну в «азиатского тигра», которому США в конце 90-х безуспешно пытались «удалить зубы». Его можно поставить в один ряд с Джорджем Вашингтоном, Ясиром Арафатом, Нельсоном Манделой и Алией Изетбеговичем, с теми, без кого появление целого народа было бы, по меньшей мере, проблематичным.

Д-ра Мухаммада без преувеличения можно назвать архитектором внутренней и внешней политики Малайзии, оформившейся в самобытную и целостную доктрину национального развития. Разработанные при его личном участии экономические и социально-политические модели  оказались чрезвычайно эффективными.

До сих пор, спустя многих лет после его ухода из власти, Малайзия развивается в соответствии махатхировской «Перспективой – 2020». К этому году бывший премьер обещал сделать страну высокоразвитой державой с «новаторским обществом, которое бы не только потребляло технологии, но и вносило бы свой вклад в формирование цивилизации будущего».

Сделано в Малайзии – это знак качества

До Махатхира Малайзия ассоциировалась лишь с непроходимыми джунглями, болотами, изнурительным трудом местного населения на рудниках и плантациях. Собственно говоря, страна до сих пор лидерствует в экспорте каучука и пальмового масла. Но при этом она стала мощной индустриальной державой с наукоемкой экономикой, способной противостоять диктату Запада. Под руководством премьера Малайзия превратилась в один из мировых центров по производству компьютеров, электроники и разработки новейших технологий.

Едва ли уместны избитые стереотипы о развивающейся стране третьего мира, какой еще четверть века назад была Малайзия, когда знакомишься с реальными цифрами. 80% ее экспорта – продукция обрабатывающей промышленности, 2/3 стоимостного объема экспорта – электроника. Чуть ли каждый третий электроприбор, продающийся в России, — сделан в Малайзии.

Кстати сказать, «электронное правительство», над которым бьются у нас уже который год, в Малайзии — давно никого не удивляющие будни. Оно разместилось в новой столице Путрачжайе – футуристическом городе-саде, живущем по законам кибернетического права. А своя силиконовая долина – Сайберджая – появилась в Малайзии аж в 1999 г. О нашем Сколково в этой связи вспоминать даже как-то неудобно.

Снятое проклятие

Махатхиру досталось тяжелое наследство. Несмотря на то, что в стране были определенные ресурсы для процветания, груз проблем тащил ее вниз, туда, где сейчас пребывают многие failed states. Коренное население – малайцы-мусульмане – составляли в середине XX в. на своей земле абсолютное меньшинство (43%). Более того, на момент обретения независимости от Британии в 1957 г. они являлись самой отсталой частью населения.

Малайцы в основном жили на селе, занимались примитивным трудом, будучи скованными феодальными и патриархальными путами. Наверху социальной пирамиды (как в экономике, так и в политике) с уходом британцев оказались китайцы, ниже расположились индусы. Так потомки гастарбайтеров, которых из более капиталистически развитых регионов массово завозили британцы для работы на колониальных предприятиях, стали хозяевами своей второй родины.

Естественно китайцы и индусы, представители древних и самодостаточных цивилизаций, не хотели «растворяться в малайской среде», как советовали им умывающие руки британцы. С другой стороны, коренные жители требовали своего. Так, у независимой Малайзии появилась «ключевая проблема и проклятие», как назвал ее Махатхир. Страну захлестнули конфликты и погромы, национал-экстремизм рос со всех сторон, разделенное общество раскалывалось окончательно.

Однако инстинкт самосохранения все же возобладал. Выход был найден. Ислам провозгласили государственной религией, а малазийский язык – единственно официальным. Но не это главное. Конституционно был оформлен межобщинный компромисс, согласно которому вводилась частичная «позитивная» дискриминация немалайцев в обмен на соблюдение коренными жителями их деловых интересов.

Ислам – самая эффективная модель

В 70-80 гг. Малайзию затронул глобальный процесс мусульманского возрождения. Начался бурный религиозный рост. Прямое сопротивление т.н. «исламизму» означало бы политическое самоубийство. И премьер делает «ход конем»: он сам возглавляет это движение и направляет его в конструктивное русло.

Д-р Мухаммад всегда подчеркивал свою принадлежность к Исламу, но особой религиозностью никогда не отличался. К середине 80-х он получает легитимность в глазах верующих. Махатхир открывает Международный исламский университет, один из лучших в мире и поныне, и Исламский банк. В школах, включая индийские и китайские, принимаются изучать историю мусульманской цивилизации.

Но главное – Махатхир внезапно инкорпорирует в элиту молодых исламистов. Самый яркий из вчерашних критиков «безбожной политики» премьера – Анвар Ибрагим – становится вице-премьером и даже считается неофициальным преемником главы государства. Многим решение протежировать амбициозного оппозиционера в ущерб другим политикам не понравилось сразу.

В результате мудрости «светского исламиста» Малайзия не знает острых религиозно-политических проблем, которые сотрясают другие мусульманские страны до сих пор. Д-р Мухаммад придал исламизму лоск технократизма. Заставил мир поверить, что «эффективными менеджерами» могут быть люди, совершающие намаз. Во многом заслуга того, что значительная часть мусульманского политического движения открыла для себя современный мир с его достижениями, перестав искать рецепты спасения исключительно в средневековых письменах и утопиях глобального противостояния всем окружающим, принадлежит Махатхиру.

Демократия из рук автократа

С 1998 г. Анвар Ибрагим, превратившийся под руководством Махатхира из молодого радикала в респектабельного политика и талантливого финансиста, переходит в наступление. Он прямо предлагает премьеру повторить путь индонезийского коллеги Сухарто, т.е. уйти от власти. «Вундеркинда исламизма», интеллектуала и любимца прессы поддерживает Запад и малазийская молодежь.

Схватка титанов заканчивается  арестом Ибрагима по сфабрикованному делу. До сих пор этот легендарный политик не может восстановить свои позиции. А Махатхир в итоге так и не нашел себе достойного преемника. Он долго не мог уйти от власти, откровенно признавая, что не видит человека, которому может доверить страну.

Новым премьером стал Абдулла Бадави. Ничем выдающимся он не запомнился. Однако доказала эффективность система, созданная Махатхиром. Она и сейчас добротно служит без его «ручного управления».

Запад – дело тонкое

Отношения с Западом у Махатхира всегда были сложными. Он публично заявил, что превозносимая США и ЕС глобализация не подходит Малайзии, т.к. чревата ее обнищанием. Д-р Мухаммад никогда не стеснялся идти наперекор МВФ и вводить меры, идущие вразрез с идеалами «свободного рынка». Однако в итоге именно он, сторонник протекционизма и, как бы сказали у нас, державник, сделал свою страну одной из наиболее открытых, глобализированных и демократических в исламском мире.

Для него внешняя политика Запада, которая диктуется его корыстными интересами, и внутренне устройство тех же США и стран Европы – не одно и то же. Восточный политик сумел понять, что Запад – дело тонкое. Надо перенимать для своей страны не то, что он предлагает, а то лучшее, что Запад приберег для себя, но чем не очень хочет делиться с окружающими.

Человек дела

Преуспел ли премьер? Да, не все, что задумывалось, получилось. Но 55 лет страна живет без межрасовых погромов. Малайзия превратилась в неоиндустриальную региональную державу, рвущуюся в технотронный век. Имя «малазиец» стало звучать гордо.

Махатхир – эффективный менеджер глобального уровня, крепкий хозяйственник, как у нас недавно любили говорить. Такие люди дела сейчас больше всего нужны умме. Не романтики-ораторы и отвлеченные теоретики, а те, кто способен конвертировать  наши ресурсы, пассионарность, стихийное интеллектуальное бурление в реальные политические, экономические, научные, технологические, и в итоге в цивилизационные достижения.

Релиз подготовлен при поддержке Проф Стайл. Производство и продажа
строительных и отделочных материалов: http://kupiistroy.ru/. Одним из главных преимуществ является высокое качество предоставляемой продукции.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях