Выборы в нижнюю палату должны быть проведены в течение трех фаз, которые закончатся в начале января. Первые результаты выборов, как ожидается, появятся уже в среду.
Государственное телевидение транслировало в прямом эфире кадры подсчета голосов по всему Египту, в котором не было свободных выборов с 1952 года, когда армейские офицеры свергли монархию.
Хотя позиции «Братьев-мусульман» в стране явно сильнее, чем у либерально-секуляристских партий, аналитики считают, что предсказать результаты выборов невозможно, учитывая, что большинство избирателей бросают свои бюллетени в первый раз.
Наблюдатели сообщили о многочисленных организационных недостатках и случаях проведения агитации в ходе голосования, но никаких серьезных нарушений отмечено не было, сообщает «Рейтер».
«Братья» – вот сила
Результаты выборов в одной из самых влиятельных стран на Ближнем Востоке в значительной мере определят будущее всего региона, сотрясаемого восстаниями против десятилетий самодержавия.
Несмотря на то, что египетское восстание было начато другими, «Братья-мусульмане», бывшие при Мубараке под запретом, стали сейчас главной политической силой. Партия свободы и справедливости (ПСС) — политическое крыло движения, созданное в начале этого года – заявила, что новый парламент Египта должен заняться формированием правительства.
«Правительство, которое не основано на парламентском большинстве, не может осуществлять свою работу на практике, — сказал журналистам во время посещения избирательных участков в рабочих кварталах Каира представитель партии Мухаммад Мурси. — Таким образом мы видим, что это вполне естественно, чтобы именно парламентское большинство сформировало правительство».
«Мы видим, что это лучше, чтобы это было коалиционное правительство, основанное на коалиции большинства в парламенте», — добавил он.
Совсем недавно — на прошлой неделе — военный совет поручил 78-летнему ветерану мубараковской эпохи Камалю аль-Ганзури сформировать кабинет министров на смену ушедшему в отставку на фоне массовых протестов против военного правления правительству Эссама Шарафа.
В минувшие выходные член правящего военного совета заявил, что новый парламент не будет иметь права уволить правительство Ганзури или сформировать новое. Тем не менее, наблюдатели не уверены, смогут ли военные противостоять воле народных избранников, победивших в честных и справедливых выборах, особенно если голосование пройдет гладко.
Один из лидеров «Братьев-мусульман» Мухаммад аль-Бельтаги заявил, что ПСС показывает на выборах хорошие результаты. «Партия «Братства» надеется получить 30 процентов в парламенте», — сказал он агентству «Рейтер».
Спокойные выборы
Лидер консервативной салафитской партии «Аль-Нур», обещавшей составить достойную конкуренцию «Братству», объяснил ее низкие результаты на выборах организационными ошибками. Тем не менее, он надеется, что партия получит до половины из 24 мандатов от Александрии, а в целом по стране — от 70 до 75 из 498 мест в парламенте.
Одна из первых реакций военных на начальный этап выборов появилась в газете «Аль-Шурук», процитировавшей члена правящего совета генерала Исмаила Атмана, который заявил, что выборы продемонстрировали бесполезность протестов с требованием положить конец военному правлению, продолжающихся на каирской площади Тахрир и в других местах.
Генерал сказал, что явка избирателей превысит 70 процентов, хотя представитель Партии свободы и справедливости Мухаммад Мурси сообщил, что реальная цифра гораздо ниже – около 40 процентов.
Многие жители страны выражали опасения, что выборы будут сопровождаться кровопролитием. К счастью, эти опасения не оправдались – преступных элементов, ставших характерной особенностью фальсифицированных выборов в эпоху Мубарака, практически не было видно.