Эти выборы, которые аналитики называют самыми напряженными за всю историю страны, превратились в референдум доверия правящей Партии справедливости и развития, набравшей на 7% больше голосов, чем в 2009 году.
Местные выборы оказались важны по многим причинам: из-за протестов в Гези-парке в июне прошлого года, начавшегося в декабре с коррупционного скандала и последующих «утечек» в социальных медиа, направленных против премьер-министра Турции и других должностных лиц.
Движение Фетхуллаха Гюлена, владеющее огромными медиа-холдингами, «разоблачало» и всячески противостояло правительству и до, и во время выборов. Это движение активно поддерживало оппозицию в тех избирательных округах, где она могла рассчитывать на победу.
Но даже массированная кампания в СМИ не смогла пошатнуть популярность премьер-министра Эрдогана и его правящей партии.
Кому нужна смена власти в Турции?
В мире всего 5 или 6 крупных мусульманских государств: Саудовская Аравия, управляемая монархией; Индонезия в далекой Юго-Восточной Азии, не готовая играть сколько-нибудь важную мировую роль; преимущественно шиитский Иран, не пользующийся особым доверием суннитских стран, особенно после открытой поддержки режима Асада в сирийской гражданской войне; Пакистан с его нестабильностью и регулярными терактами — благодаря вторжению США в Афганистан; Египет, уже восстановивший с помощью военного переворота свою авторитарную диктатуру; и Алжир с неизменным диктаторским режимом.
Таким образом, Турция остается единственным примером позитивных перемен в управляемом в основном авторитарными монархиями и режимами регионе.
Избавление от «государства в государстве»
Народный мандат позволит Эрдогану избавить страну от неконтролируемых элементов в государственных учреждениях, создавших своего рода параллельную структуру и руководствовавшихся не распоряжениями начальства, а собственными интересами. Утечки аудио- и видеозаписей позволяют предположить, что слежка за правительством осуществлялась с определенной целью сместить его.
Курдский мир
Целый год прошел без кровопролития между Рабочей партией Курдистана и правительственными войсками, что стало важным шагом на пути к устойчивому миру в Турции. За продолжающимся мирным процессом с удовлетворением наблюдает вся страна. Если правительство сможет установить мир со своими собственными курдами, а также с курдами в регионе, то регион очень скоро может увидеть окрепшую Турцию, более открыто и пылко оспаривающую статус-кво.
Ситуация в Сирии
Более четырех десятилетий правления клана Асада в Сирии должны, в конечном счете, закончиться: диктатуры не существуют вечно.
Но самый главный вопрос — когда именно, и сколько еще потребуется кровопролития и разрушений – в немалой степени зависит от роли Турции.
Затянувшийся переворот в Египте
Турция с самого начала резко выступала против прошлогоднего военного переворота в Египте. Премьер-министр Эрдоган, выступая с речью после победы на выборах, приветствовал собравшихся знаком «Рабия» — четырьмя поднятыми вверх пальцами, символизирующими солидарность с жертвами расстрела лагерей протеста в Каире. Этот знак считается преступлением в Египте, а теперь уже и в Саудовской Аравии, главном спонсоре режима аль-Сиси.
Палестинский вопрос
Турция при Эрдогане стала основным союзником палестинского народа, особенно жителей блокадной Газы. Эрдоган всегда делал упор на палестинское единство в борьбе против израильского апартеида. Газа искренне приветствовала победу Эрдогана на местных выборах. Отрезанные от мира Израилем и военным режимом Египта, жители Газы возлагают огромные надежды на Турцию, поставившую снятие блокады основным условием нормализации отношений с Израилем.
Россия и Украина
Российско-турецкие отношения процветали в эпоху правления Эрдогана, несмотря на разногласия по региональным вопросам, особенно в Сирии, где Россия поддерживает президента Асада. Различается и позиция двух стран по Египту: президент Путин поддержал выдвижение кандидатуры генерала Аль-Сиси в главы государства.
Чреват политическими осложнениями и «крымский вопрос»: после перехода полуострова от Украины к России Турция выразила озабоченность дальнейшей судьбой крымских татар.
Отношения с западными державами
Соединенным Штатам и Европейскому Союзу придется и дальше иметь дело с непокорным турецким премьер-министром. Примечательно, что президент России Владимир Путин стал первым лидером, поздравившим Эрдогана с победой на выборах.
Эта победа, в долгосрочном плане, будет иметь прямое и косвенное влияние на регионы от Кавказа до Балкан, и от Западной Азии до Северной Африки. Такое влияние, безусловно, будет в интересах долгосрочного мира, в котором больше всего нуждаются эти регионы.
Мухаммад Первез Бильграми, геополитический аналитик. Полный текст статьи опубликован на сайте worldbulletin.net