Его постоянное отсутствие и явно пошатнувшееся здоровье вызывают на Западе опасения за поствыборное будущее этой страны-члена ОПЕК, поставляющей пятую часть газа в Европу, и игравшей важную роль в борьбе с «распространением исламизма».
Бутефлика, тем временем, ведет предвыборную кампанию через третьих лиц. Бывший премьер-министр и другие политические союзники ездят по всему Алжиру от имени уже 15 лет возглавляющего нацию президента, почти уверенного в переизбрании на четвертый срок.
Они обещают алжирцам стабильность, ставя 77-летнему Бутефлике в заслугу окончание гражданской войны в 1990-х, в которой погибло около 200 тысяч.
Это послание находит отклик в сельских провинциях, наиболее пострадавших от войны. Президента здесь считают тем человеком, который принес мир, и может удержать его.
Противники называют кандидатуру Бутефлики «последним вздохом» старой гвардии Фронта национального освобождения, правящего Алжиром со времен обретения независимости от Франции в 1962 году.
Но благодаря поддержке военных и деловой элиты президент может не опасаться конкурирующих кандидатов от оппозиции.
Страну миновали восстания «Арабской весны», во многом благодаря стремлению народа к стабильности. А любое недовольство помогали преодолеть 200 млрд. долларов валютных резервов, созданных на экспорте нефти и газа, и позволяющие не скупиться на социальные программы, кредиты и жилье.
Но за радужным фасадом шла напряженная борьба двух основных кланов эпохи независимости – элиты правящей партии и Департамента разведки и безопасности.
После инсульта президента его союзники взялись за военную разведку всерьез, смещая и отправляя в отставку генералов, чтобы ограничить их влияние на политику и провести лоялистов на руководящие посты.
Но как только Бутефлику переизберут 17 апреля на новый срок, возобновится привычная борьба за власть между соперничающими кланами, предсказывают алжирские дипломаты.
Пять основных кандидатов от оппозиции, противостоящих Бутефлике на выборах, практически не надеются на победу при нынешней политической системе, почти не изменившейся за все годы независимости от Франции. В алжирской политике по-прежнему безраздельно доминируют Фронт национального освобождения и сеть союзных с ним партий.
«Эта страна даже не королевство, это частная собственность», — заявил «Рейтер» Абдулла Джабаллах, лидер исламской «Аль-Адалы», вместе с несколькими другими партиями бойкотирующей выборы.
«Мы хотим мирной революции, а не насильственных перемен. Самое меньшее, что мы можем сделать, это сказать «нет» выборам», — отмечает он.
Политикой правящей партии недовольны многие молодые алжирцы. Но протесты в стране возникают обычно из-за цен на продукты, безработицы, дороговизны жилья и услуг – тех самых причин, которые вызвали революцию в соседнем Тунисе три года назад.
Опасаясь волнений в духе «Арабской весны», Абдельазиз Бутефлика смутно пообещал политические реформы, а заодно повысил на 25 процентов бюджетные расходы, тратя часть накопленных резервов на зарплаты госслужащим, обеспечение рабочих мест и жилья, а также субсидии на основные продукты питания.
Конечно, щедрость государства в значительной мере зависит от мировых цен на энергоносители, но пока что властям удается удержать разрозненные протесты, забастовки и митинги от перерастания в массовое движение за широкие политические реформы.
«Бутефлика уже заканчивает работу, зачем нам кто-то еще, кто ее только начинает?» — говорит 22-летний безработный Джамбль Лайета.
«С Бутефликой мы скоро чего-нибудь дождемся», — надеется он.