Закрыть

Общество

Матери городов русских требуется отец нации

 

В ситуации мы попросили разобраться политолога Шамиля Султанова, который склонен считать, что отсутствие общей скрепляющей Украину идеи  — приведёт её к гражданской войне и распаду.

— Я думаю, сейчас крымский сценарий на Востоке Украины не произойдет. Возникает резонный вопрос: что там происходит? Во время кризиса всегда накапливается критическая масса пассионариев. Их может быть немного, 1-2% от всего населения. Проблема спонтанного самовыражения политической идентификации «Восток Украины — с Россией» зависит от поддержки населения. Условно говоря, вышли на улицы пассионарии в Харькове. Их там 5-6 или 10  тысяч человек, требуют присоединения к России. 10 тысяч это вроде бы много. Но с другой стороны, это 1% населения Харькова. И весь вопрос заключён в том, как отреагирует основная масса жителей: поддержит или не подержит? Судя по всему, как жители юго-востока Украины были до этого пассивны, так они и остаются аполитичны. Поэтому, когда Киев заявил о вводе спецподразделений СБУ, МВД для того, чтобы разогнать этих пассионариев, как я их называю, а не «экстремистов и сепаратистов», и ввести чрезвычайное положение.

Тень Москвы как тень Гамлета

Может ли Россия пойти на использование  вооруженных сил? Я считаю, что не может. Москва, как и Киев, смотрит: поддержат ли массы эти акции или нет. В Крыму было все понятно. Крымчане исконно считали себя русскими и всегда тяготели к России. Подавляющее большинство жителей Крыма было за присоединение к РФ.  Но массовой поддержки протестных акций в Харькове, Донецке, Одессе нет. Если бы на улицы вышли 100-150 тысяч человек, тогда бы власть не смогла ничего поделать. Милиция, войска  были бы бесполезны.

Проблема заключается в том, что у России нет сейчас сил. Одно дело Крым, где присутствует наш Черноморский флот, наша база и т.д. В юго-восточных регионах Украины инфраструктура открыта, население не столь однозначно поддерживает идею «Да здравствует, Россия» и очень аккуратно посматривает из своих окон, что там, в конечном счете, произойдёт. Поэтому Россия старается действовать осторожно.

Между Западом и Россией непрерывно идут переговоры. Прямое вмешательство России на юго-восточном направлении будет означать, что она взяла курс на полное уничтожение украинского государства. Естественно, для Запада это совершенно неприемлемо и, как они заявляют,  может стать прологом к большой войне.

Ещё один немаловажный момент: не производилось никаких расчетов, сколько нужно военных сил для стабилизации ситуации.  Я думаю, что 20-30 тысячами уже не обойдешься. Нужно гораздо больше. Таких сил сейчас в России нет.  Это очень важный фактор. Другое дело, что на фоне обострения ситуации, Россия будет иметь больше моральных и политических прав требовать у Киева, Запада учёта наших интересов.  В частности, проблема федерализации.  Почему она так важна для России? Потому что восточные регионы Украины сами будут вправе устанавливать  государственные языки  и национальные стандарты. Москва может помимо Киева устанавливать экономические отношения с теми регионами, которые ей наиболее интересны. Может поставлять газ, электроэнергию для заводов и предприятий, ориентированных на Россию.

Ринат Ахметов в роли арбитра

Роль Рината Ахметова в Донецке огромна. Значительная часть собственности контролируется его структурами.  Надо понимать, что Ахметов не заинтересован в том,  чтобы полностью ложиться под нынешний Киев.  Ведь неизвестно, кто будет властвовать в Киеве через некоторое время. То, что мы называем «власть в Киеве» — это все же несколько эфемерное явление. Одно дело, когда у власти был бы какой-нибудь авторитарный, жесткий лидер, а в условиях, когда Киев вступил в процесс турбулентности, неопределенности, всегда, с точки зрения политической логики развивающегося конфликта, важно  занять некую самостоятельную позицию. Как мне кажется, Ахметов выдерживает именно эту стратегию. В этой ситуации самая лучшая позиция – позиция арбитра. Киев его обвиняет в том, что он финансирует протестные выступления, играет на стороне Москвы и так далее. Вообще для любого крупного предпринимателя дестабилизация не выгодна в том регионе, где базируется его бизнес. Так как такая ситуация открывает возможности для конкурентов ослабить своего визави. Бизнес всегда выступает за стабильность, управляемость. Ахметову выгодна роль арбитра во взаимоотношениях между Киевом и Москвой. Отсюда его вояжи в обе столицы. Он хочет сохранить свои лидирующие позиции.

Без общей идеи Украине не выжить

Идея федерализации Украины большинству непонятна. Идеология ярко выраженного украинского национализма, которую проповедует западная часть Украины и отчасти новая киевская власть, для обывателей юго-востока, у которых и зарплата и стабильности было больше, неприемлема.  Я исхожу из того, что процесс дестабилизации на Украине будет продолжаться. И решить его в кратчайшие сроки будет невозможно. Киев глубоко ошибается, считая, что проведя выборы, ситуация успокоится.

Роль украинских националистов тоже нельзя преувеличивать. Любая революция делается меньшинством. Иной вопрос, какие лозунги, какие идеи выдвигает это меньшинство для того, чтобы перетянуть на свою сторону значимое большинство?  Во время революции большинство всегда сидит и ждёт, кто там победит. Они исходят из принципа: паны дерутся, а у нас чубы трещат. Киев предлагает какие-то варианты улучшения экономической ситуации и через это хочет политически урегулировать конфликт, но опять-таки – все это маловнятно и невразумительно. Нужен какой-то промежуточный период, чтобы стабилизировать ситуацию. Экономисты говорят, что не менее 3-5 лет. И на востоке и на западе понимают, что если сейчас заниматься охотой на ведьм, обвинять Януковича, Тимошенко, искать причины для ссор – то это приведёт только к большему раздраю и общему хаосу.  Сейчас, к сожалению, пока общей идеи, которая бы объединила два украинских лагеря, нет.  И предпосылки к гражданской войне на Украине только возрастают.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях