Почему именно футбол имеет самое многочисленное сообщество болельщиков? На нашей планете смотрят и играют в футбол около 3 миллиардов человек! Причина, как мне кажется, в том, что именно эта игра и ее экономика наиболее полно моделирует современное общество, отражает механизмы современной жизни, выражает основные социальные типы и взаимоотношения.
Спалетти на ушах…
На этой неделе уволили главного тренера «Зенита» Лучано Спалетти – первоклассного, даже по европейским меркам, тренера. Вроде ничего особенного: всех тренеров когда-нибудь меняют. Но со Спалетти ситуация несколько иная.
Его заманили в Санкт-Петербург в конце 2009 года не только высокой зарплатой (чуть выше 4 миллионов евро в год), но и грандиозными амбициями. Спонсоры «Зенита» поставили задачу создать первый в России суперклуб, способный войти в футбольную элиту. И, если не завоевать Кубок Чемпионов, то, хотя бы, достойно участвовать в борьбе за него.
Хозяином «Зенита» является Газпром – «национальное достояние России». Поэтому итальянец понимал, что денег будет более, чем достаточно.
И действительно денег не жалели. Все кадровые пожелания Спалетти выполнялись. Только прямые вложения в «эпоху итальянца» превысили 1 миллиард евро. Поскольку Алексей Миллер – президент Газпрома – входит (или уже входил?) в ближайшее окружение В.В.Путина, то у плана продвижения «Зенита» на футбольный Олимп были и некие политические цели.
Но проект не получился. Нет, конечно, что-то и выгорело. За эти четыре года «Зенит» два раза становился чемпионом России, выигрывал Кубок и Суперкубок России. Спалетти два раза выводил команду в плей-офф Лиги Чемпионов и сыграл раз в плей-офф Лиги Европы. Не случайно же, итальянец два раза признавался лучшим тренером России.
Но ведь его приглашали с другой целью — чтобы «Зенит» вошел в элиту европейских клубов. Это (в расчетах политиков) означало бы публичную демонстрацию могущества Газпрома, самого главного энергетического игрока в Европе. Эдакая пиар-кампания под лозунгом: «Где бы ни играл Газпром, он везде достигает победы!».
Не получилось.
Эта задача не была достигнута. Как и многие другие конспирологические политические цели. И основная вина лежит не на Спалетти, хотя в аппаратных лабиринтах, именно его попытаются сделать «козлом отпущения».
Граница между Европой и Россией прошла в самой команде
В последние месяцы он все более и более терял контроль над командой, которая фактически раскололась на группировки «русских» и «иностранцев». Яростный конфликт разгорелся между главным тренером и российскими игроками до такой степени, что, говорят, дело дошло до драки между Спалетти и Романом Широковым – ведущим полузащитником «Зенита» и капитаном сборной России. Российские игроки требовали повысить свою зарплату до уровня приглашаемых звезд европейского футбола! Равенство у наших граждан в крови.
Но выравнивание произошло не в зарплатной ведомости, а… на футбольном поле. Приглашенные игроки… стали играть, так же как и местные.
Спалетти очень старался и хотел стать «своим парнем» — для болельщиков, для клуба, для Санкт-Петербурга, для российского футбола, для Газпрома, для Миллера. Вот последнее ему удалось лучше всего.
Итальянец очень быстро понял, что самое главное в российском футболе, как и во всей остальной российской жизни – поддержка «самого главного начальника». Однажды он проговорился, сказав, что «согласовал замену Халка» во время какой-то игры с Миллером. Представляете, идет игра и главный тренер, видя, что самый дорогой игрок «Зенита», стоимостью в 60 миллионов евро, просто «не тянет», звонит и спрашивает: «Господин Миллер! Можно я поменяю Халка?».
Чисто российская традиция — соизмерять свои шаги не с ситуацией на поле, а с мнением Его. Пусть Миллер разбирается в современном футболе не во всех тонкостях, но обращение к нему за советом самого Спалетти, не может не смягчить сердце Спонсора. И соответствовать основным правилам нашей жизни.
А какое ныне время на дворе?
Какой социально-экономический строй сегодня в России? Если вы думаете, что госкапитализм, то ошибаетесь. При госкапитализме, отрасли, корпорации и другие предприятия подчиняются не Миллерам, а экономическим законам. При госкапитализме в любой развитой стране есть госсектор со своим очень строгим центром планирования. У нас это не так.
Сегодня в России крупнейшие корпорации (Газпром, РЖД и т.д.) фактически инструменты в руках своих корпоративных президентов, которые подчиняются, прежде всего, не каким-то там экономическим законам, а прежде всего — Президенту России. Такую систему логично и проще называть государственным феодализмом.
Путин болеет за два клуба, и один из них «Зенит». Когда ВВП давал разрешение на создание дорогого российского суперклуба, то он исходил из здравых государственных интересов: если в России появится команда, за которую будут болеть десятки миллионов россиян, то это будет укреплять патриотизм – одну из главных идеологических скреп.
Миллер не выполнил задания, и «Зенит», несмотря на вложенные миллиарды, не стал нашей гордостью. Более того, получилось с точностью до наоборот, в полном соответствии с законом Черномырдина: «Хотели как лучше, а получили – как всегда».
Кто виноват?
Но самая главная проблема в том, кто конкретно будет нести ответственность за потерю миллиардов? Хотя бы для того, чтобы в будущем не было повторения примера бестолкового корпоративного менеджмента, удрученного политическими течениями. Другими словами: почему наша т.н. бизнес-элита не учится даже на собственных ошибках? Ведь до итальянца Спалетти был голландец Адвокат, у которого была та же самая задача, и которому так же не удалось ее достичь.
Сегодня миллионы российских болельщиков ненавидят «Зенит» — за то, что у него самый неограниченный финансовый ресурс, за то, что это несправедливо, когда деньги всего российского общества (помните про национальное достояние) выделяются «команде Кремля», за то, что «Зенит» перекупает у других российских клубов самых лучших игроков, которые порой там просто деградируют. «Зенит» ненавидят в России за то, что тратятся сумасшедшие деньги на покупку иностранцев, которые не оправдывают расходов….
А логика болельщиков идет дальше: «Если они так хреново управляют «Зенитом», то, как они могут эффективно управлять Газпромом?»
Болельщики Спартака, Локомотива, ЦСКА, Динамо, недолюбливающие друг друга, дружно объединились против «Зенита». Вы знаете, как кличут в народе зенитовцев? Бомжи. Вражда против «Зенита» привела к новому всплеску противостояния Москвы и Санкт-Петербурга.
Самая главная национальная угроза России – отсутствие личной ответственности.
Поэтому ответ на вопрос: кто виноват больше – Спалетти или Миллер, предельно ясен.
Шамиль Султанов, конфликтолог.