Закрыть

Колонки

Суды неправых?

 

Конференция выходила далеко за рамки просто богословско-теологического мероприятия. Она напрямую затрагивала широкий спектр социальных и даже политических вопросов. Дагестанская общественность ждала этой конференции и прежде всего приезд генерального секретаря Всемирного союза мусульманских учёных, шейха Али Мухиддина аль-Карадаги. Шейх является весьма авторитетным в мусульманском мире учёным, к мнению которого прислушиваются многие мусульмане. Его приезд в Дагестан, один из самых интегрированных в Ислам российских регионов, является символичным. В республике идут сложные процессы поиска общей платформы уммы, раздираемой противоречиями между салафитами и суфиями, между «лесом» и умеренным крылом радикалов.

«Самый гуманный суд в мире»

Резонансно прозвучало предложение Али аль-Карадаги к руководству республики о создании органа шариатской юриспруденции в России, и сделать его частью Всемирного союза исламских ученых. Шейх заострил внимание на том, что необходимо проводить такие встречи и конференции постоянно, обсуждать на них самые разнообразные вопросы, касающиеся уммы, вырабатывать механизмы их решений. «Я предлагаю сделать традицией проведение подобных мероприятий и провести в следующий раз в Чеченской Республике», — обратился к присутствующим Карадаги.

Такое предложение, бесспорно, шаг вперёд. Если оно будет полноценно реализовано и найдёт потенциал для эффективной работы — то это приблизит нас к решению ряда закостенелых проблем не только внутри самого мусульманского сообщества, но и в отношениях с чиновничеством.  По договорённости ли с руководством республики или же это личная инициатива шейха – сути, по большёму счёту,  не меняет. Идея по-настоящему прорывная.

На сегодняшний день шариатские суды – это данность в Дагестане.  Такие неформальные, неофициальные институты уже стали привычным социальным пейзажем. В ситуации, когда светские суды погрязли в коррупции и не могут выступать гарантией прав граждан, люди сами находят возможность решения своих проблем, личностных, имущественных, бытовых споров. С одной стороны, это демонстрация высокого уровня самоорганизации дагестанского общества, с другой, показатель уровня недоверия людей к власти в целом.  И властям не стоит сильно бояться понятия «шариатский суд». В советские годы существовали «товарищеские  суды», которые выступали в качестве третейского арбитра для урегулирования вопросов межличностного характера.  Здесь тот же принцип. Люди, которые живут по нормам Ислама, должны иметь возможность для разъяснения сути некоторых проблем и нюансов религиозной практики через свои юридические структуры.

Также важно донести не только до правящих верхов, но и до широких светских, немусульманских кругов, что шариат не есть угроза им, их повседневной жизни.  Шариат – это основа жизнедеятельности каждого верующего мусульманина.  И в принципе он не вторгается в пространство другого человека, находящегося вне исламского поля.

«Как только найдете правду – не бойтесь ее декларировать»

Немаловажное значение Карадаги придал вопросу о правах и обязанностях мусульман.   «Требуя свои права, мы должны делать это мирными способами, дозволенными и современными путями. История показывает наглядно, что мирные пути достижения своих прав намного лучше и справедливее, чем требование их с помощью насилия. В капиталистическом обществе человек думает только о себе и о своих правах. Коммунистическое общество делало акцент на обязанности, игнорируя права. Что касается исламского принципа, то он универсальный, мудрый, учитывает все обстоятельства», – особо подчеркнул Али Мухиддин аль-Карадаги.  Шейх процитировал аяты Корана, где Всевышний заповедовал Землю для человека. «Не бойтесь правды. Будьте всегда в поиске. Как только найдете правду – не бойтесь ее декларировать», – призвал он.

Шейх  призвал к миру мусульманский мир кавказского региона. Отбросить в сторону всевозможные противоречия и кривотолки, которые мешают объединению мусульман на общей платформе. Пока что на доктринальной, но за ней может последовать и политическое единство, подразумевающее  общность исторической цели и выработку общих задач. «Убийство, посягательство на имущество ближнего противоречат принципам ислама. В истории ислама есть примеры, когда люди пересматривали даже свои принципиальные позиции и приходили к миру», — сказал он.

Нам нужен диалог

Отвечая на один из вопросов из зала, касающийся межмазхабных отношений, шейх сказал, что есть вопросы, которые могут вызывать различные интерпретации и толкования, но они не должны вызывать раскол и вражду в умме. «Ошибка молодых в том, что они все аргументы из акыды, которые могут быть разъяснены по-разному, воспринимают буквально, оттуда идут споры и разногласия. Но вопросы, по которым могут спорить имамы и ученые, не должны стать причиной раскола общества», — сказал шейх.  Это очень важный тезис. Вместо того чтобы выяснять бесконечные отношения в вопросах обрядовой формы, доходящие порой до максимальной точки кипения, надо искать точки соприкосновения. Диалог возможен только в этом случае, когда стороны готовы найти компромисс ради общего дела. Большое важнее малого, так последнее есть всего лишь часть первого.

Немаловажной, а возможно и определяющей темой всей дискуссии, можно считать тезис шейха о том, как соотносить шариат и светские законы в неисламской стране. «Соблюдать законы государства обязательно, если они не противоречат шариату», — сказал Али аль-Карадаги. Этот вопрос, на самом деле, очень важен для Северного Кавказа, где существуют трудности с реализацией прав практикующего мусульманина. Зачастую, в качестве стены непонимания выступают сами власти, которые видят в них экстремистов и радикалов.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях