Закрыть

Шоу-бизнес

Чем запомнился многоплановый и неординарный Валентин Гафт, который скончался на 86 году жизни

 
Чем запомнился многоплановый и неординарный Валентин Гафт, который скончался на 86 году жизни itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Сегодня, 12 декабря, пришло печальное известие — не стало народного артиста и талантливейшего человека Валентина Гафта. Он блистал на сцене театра и в кино, также писал острые и запоминающиеся эпиграммы и стихи.

Коллеги и друзья выражают слова скорби на страницах интернета, называя потерю невосполнимой. Также соболезнования принесли Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

Чем запомнился великий артист?

«Мой нежный Гафт, мой нервный гений», — так когда-то отозвался Ролан Быков об актере, точно выразив его внутренний мир.

Это был действительно скромный и застенчивый человек, но с удивительно живым умом.

Представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Гафт не был типичным актером, сочетая в себе черты тонкого, интеллигентного и глубоко чувствующего человека. И при этом у него было свое видение ролей, что порою расходилось со взглядом режиссера. Возможно, этим стоит объяснить частую смену трупп различных театров. И при всей скромности нельзя сказать, что Валентин Иосифович не рисковал.

Эпиграммы стали смелым решением, но по-другому быть не могло. Сочетание изящной умственной работы, острого языка и умения зрить глубоко в корень породили эти замечательные четверостишия, считает Никита Михалков. Но это знание людей, порою их не самых достойных черт, не сделало из него циника, напротив, он верил в человечество и в самое лучшее в каждом из нас.

Улыбка Валентина Иосифовича была обращена и к себе, он видел смешное и нелепое в своем характере тоже, вспоминает Олег Шкловский. Иначе, по его словам, нельзя было сыграть все то разнообразие образов на сцене и в кино, воплотить их с такой достоверностью. Это должно быть глубинное понимание людей.

Кинорежиссер Юрий Кара вспоминает, что Гафт был исключительно принципиален в работе и очень требователен к себе. Они работали вместе над тремя фильмами, но особо Кара выделяет, конечно же, роль Воланда в «Мастере и Маргарите». И он не видел никого больше в роли этой очищающей от всякой пакости и нечисти силы — только его, Гафта, который своей правдивостью будто уничтожал зло, где бы оно ни было, и чем бы оно ни было.

Краткая биография Валентина Гафта

Родился будущий артист в Москве 2 сентября 1935 года в еврейской семье, но родители были выходцами из Украины. К счастью, война не разлучила семью с отцом — он вернулся живым. В целом о детстве Валентин Иосифович вспоминает как о счастливом периоде.

И уже тогда в его сердце зародилась любовь к театру, но увиденное на сцене он воспринимал всерьез, с трудом отделяя правду от вымысла. В школьные годы он решил, что обязательно станет актером.

Помогал подготовиться к поступлению юному робкому Гафту известный актер Сергей Столяров. Правда, мама не верила в серьезность профессии сына даже после его зачисления в театральный вуз.

Школу-студию Валентин заканчивал в 1957 году вместе с другими известными актерами — Игорем Квашей, Олегом Табаковым, Михаилом Козаковым и другими.

Серьезной вехой творческого пути стало зачисление в труппу театра «Современник», куда его позвал Олег Ефремов. На этой сцене он воплотил множество чудесных ролей.

Первый фильм его — «Убийство на улице Данте», вышедщий еще в 1956 году. Огромная творческая биография Гафта насчитывает более 150 ролей в кино.

Личная жизнь тоже не была однообразной. Актер успел жениться три раза. Первый раз — на манекенщице, второй — на балерине, в браке с которой родилась дочка, а доживал он с народной артисткой Ольгой Остроумовой. К сожалению, дочь Ольга покончила с собой в 2020 году, и с тех пор здоровье Гафта начало ухудшаться.

Самые известные эпиграммы и стихи Гафта

Стать героем его эпиграмм мог абсолютно каждый, и не всегда такое внимание было встречено с распростертыми объятиями. Были и обиды, и недопонимания, но в целом понятно, что это был способ обратить внимание людей на наши недостатки и просто посмеяться над собой.

Самые известные и точные эпиграммы актера:

Савелию Крамарову

Теперь он не косит, а смотрит прямо

На родину свою издалека

Не думаю, что стал умнее там он,

Но мы ценить умели «дурака»

(Написано после эмиграции Крамарова в США, где он вскоре сделал операцию на глазах)

Леониду Ярмольнику

Чего не сделаешь за стольник,

Чтоб овладеть теплом сердец?

Был даже чайником Ярмольник,

Но унитаз — его венец…

(Ярмольник в своих творческих вечерах, будучи отличным мимом, часто изображал чайник и унитаз)

Вячеславу Зайцеву

Царь моды — он теперь у власти

Все страны рвут его на части,

Он моды раб и господин.

Дел тряпочных великий мастер,

И женщин розовое счастье,

И голубая страсть мужчин.

Михаилу Ульянову

Ульянов, Вы большой оратор,

В Вас силы и таланта сплав.

Такой возьмет не только театр,

Вокзал возьмет и телеграф.

Михаилу Глузскому

Он выдержит стойко любые нагрузки,

Мгновенно исчезнут сомненья и боль,

Когда в договоре написано ГЛУЗСКИЙ,

Приличная сумма и главная роль.

Лучшие душевные стихи:

  • Когда настанет час похмелья,

Когда придет расплаты срок,

Нас примет космос подземелья,

Где очень низкий потолок.

Бутылка там под ним повисла,

Как спутник в невесомой мгле,

И нет ни в чем ни капли смысла,

Весь смысл остался на земле.

  • Встреча

И ничего, и ни в одном глазу,

Все выжжено, развеяно и пусто,

Из ничего не выдавишь слезу,

Река Души переменила русло.

  • Сумка

Человек не недоумка,

Приспособился в миру,

Например придумал сумку,

Подражая кенгуру.

Человек не недоумка,

Он и гений, и злодей,

Словно дети, деньги в сумках

Спят у сумчатых людей.

  • У лживой тайны нет секрета,

Нельзя искусственно страдать.

Нет, просто так не стать поэтом.

Нет, просто так никем не стать…

Кто нас рассудит, Боже правый,

Чего ты медлишь, что ты ждешь,

Когда кричат безумцы: «Браво!» —

Чтоб спели им вторично ложь.

И есть ли истина в рожденье,

А может, это опыт твой,

Зачем же просим мы прощенья,

Встав на колени пред Тобой?

И, может, скоро свод Твой рухнет,

За все расплатой станет тьма,

Свеча последняя потухнет,

Наступит вечная зима.

Уйми печальные сомненья,

Несовершенный человек,

Не будет вечного затменья,

Нас не засыплет вечный снег.

И просто так не появилась

На свете ни одна душа.

За все в ответе Божья милость,

Пред нею каемся, греша.

Но мир не плод воображенья,

Здесь есть земные плоть и кровь,

Здесь гений есть и преступленье,

Злодейство есть и есть любовь.

Добро и зло — два вечных флага

Всегда враждующих сторон.

На время побеждает Яго,

Недолго торжествует он.

Зла не приемлет мирозданье,

Но так устроен белый свет,

Что есть в нем вечное страданье,

Там и рождается поэт.

  • Фаина Раневская

Голова седая на подушке.

Держит тонкокожая рука

Красный томик «Александр Пушкин».

С ней он и сейчас наверняка.

С ней он никогда не расставался,

Самый лучший — первый кавалер,

В ней он оживал, когда читался.

Вот вам гениальности пример.

Приходил задумчивый и странный,

Шляпу сняв с курчавой головы.

Вас всегда здесь ждали, Александр,

Жили потому, что были Вы.

О, многострадальная Фаина,

Дорогой захлопнутый рояль.

Грустных нот в нем ровно половина,

Столько же несыгранных. А жаль!

Фильмография Валентина Гафта

«Поэт» — 1956
«Убийство на улице Данте» — 1956
«Олеко Дундич» — 1961
«Подводная лодка» — 1961
«Мы, русский народ» — 1965
«Первый курьер» — 1967
«Новенькая» — 1968
«Жди меня, Анна» — 1969
«Мститель» (киноальманах «Семейное счастье») — 1969
«Дорога на Рюбецаль» — 1970
«О любви» — 1970
«Ночь на 14-ой параллели» — 1971
«Разрешите взлет» — 1971
«Человек с другой стороны» — 1971
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (т/ф) — 1973
«Семнадцать мгновений весны» — 1973
«Цемент» — 1973
«Жребий» — 1974
«Иван да Марья» — 1974
«Москва, любовь моя» — 1974
«Чудо с косичками» — 1974
«Здравствуйте, я ваша тетя!» — 1975
«Бешеное золото» — 1976
«Дневной поезд» — 1976
«Повесть о неизвестном актере» — 1976
«Девочка, хочешь сниматься в кино?» — 1977
«Почти смешная история» — 1977
«Схватка в пурге» — 1977
«Кентавры» — 1978
«Короли и капуста» — 1978
«Мужчины и женщины» — 1979
«Сегодня и завтра» — 1979
«Утренний обход» — 1979
«Циркачонок» — 1979
«Гараж» — 1980
«О бедном гусаре замолвите слово» — 1980
«Три года» — 1980
«Черная курица, или Подземные жители» — 1980
«Если враг не сдается…» — 1982
«Похождения графа Невзорова» — 1982
«Суббота и воскресенье» — 1982
«Таможня» — 1982
«Чародеи» — 1982
«Гонки по вертикали» — 1983
«Мсье Ленуар, который…» — 1983
«Восемь дней надежды» — 1984
«Таня» (т/ф) — 1984
«Контракт века» — 1985
«Про кота…» — 1985
«Год теленка» — 1986
«Мой нежно любимый детектив» — 1986
«По главной улице с оркестром» — 1986
«Путешествие мсье Перришона» — 1986
«Фуэте» — 1986
«Визит к Минотавру» — 1987
«Время летать» — 1987
«Забытая мелодия для флейты» — 1987
«Аэлита, не приставай к мужчинам» — 1988
«Воры в законе» — 1988
«Дорогое удовольствие» — 1988
«Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» — 1988
«Визит дамы» — 1989

«Самоубийца» — 1990
«Футболист» — 1990
«Затерянный в Сибири» — 1991
«Небеса обетованные» — 1991
«Ночные забавы» — 1991
«Террористка» — 1991
«Анкор, еще анкор!» — 1992
«Хочу в Америку» — 1993
«Мастер и Маргарита» — 1994
«Я свободен, я ничей» — 1994
«Карьера Артуро Уи» — 1996
«Сирота казанская» — 1997
«Небо в алмазах» — 1999
«Старые клячи» — 2000
«Дом для богатых» — 2000
«Нежный возраст» — 2000
«Часы без стрелок» — 2001
«Время волков» — 2003
«Девять неизвестных» — 2005
«Мастер и Маргарита» — 2005
«Карнавальная ночь — 2» — 2007
«Ленинград» — 2007
«12» — 2007
«Че Гевара» — 2008
«Книга мастеров» — 2009
«Осенние цветы» — 2009
«Утомленные солнцем −2: Предстояние» — 2010
«Семейный дом» — 2010
«Сон Гафта, пересказанный Виктюком» (фильм-спектакль) — 2010
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» — 2011
«Морпехи» — 2011
«Елки-3» — 2013
«Студия 17» — 2013″
«История одной старушки» — 2014
«Разрывая замкнутый круг» — 2014
«Млечный путь» — 2015


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях