Буквально вчера из поездки в Крым вернулась парламентская делегация Республики Татарстан в составе пяти человек. На охваченном противостоянием полуострове они встречались с представителями Меджлиса крымских татар. Как пояснили парламентарии, братья-татары сетуют на ряд нерешённых проблем, которые ни прежняя, ни нынешняя власть решать не желает.
Государство относится к ним с недоверием. Им всячески ставят препоны, чтобы они не имели возможности войти в правовое поле: их земельные участки не регистрируют, самих не прописывают. Дорога в органы государственной власти крымским татарам заказана. В общем, их положение сродни положению палестинцев на своей родной земле.
Дискриминация, ущемление прав крымско-татарского народа — это данность, на которую никто не хочет обращать должного внимания. Как будто там и нет такого этноса, есть только «ущемлённые в своих правах русские» и «какие-то хохлы».
Даже дома ты гость – не званный…
По просьбе лидеров Меджлиса татарстанские депутаты приняли участие в переговорах с российскими сенаторами. Естественно, что детали этого разговора двух сторон, скорее всего, не будут публично оглашены. Понятие дипломатической тайны ещё никто не отменял. Но то, что было озвучено участниками переговорного процесса, представляет определённый интерес, из которого можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, крымские татары готовы сотрудничать с РФ, но при этом они не отказываются от своей позиции по сохранению территориальной целостности Украины. Видимо, ими хорошо усвоен главный дипломатический постулат: не складывать все яйца в одну корзину.
Во-вторых, крымчаки требуют, и вполне резонно, чтобы их права были приравнены к правам русских и украинцев. Никакой сегрегации по национальному признаку быть не должно.
Однако у этого требования есть существенная деталь. Они хотят пропорционального представительства в парламенте Крыма. То есть 14% депутатского корпуса автономии должны быть избраны из числа крымских татар.
Кстати говоря, мысль сколь прогрессивная, столь и вполне разумная.
Ливан, как много в этом слове для сердца русского?
Тут можно провести аналогию с Ливаном. Это многосоставное этно-конфесиональное общество, которое после кровопролитной гражданской войны всех против всех, нашло оптимальный механизм сосуществования на общей для всех родине. Ливанские политики выстроили систему государственной власти, исходя из конфессионального принципа.
При назначениях на высшие посты в стране соблюдается определённый баланс между представителями различных религиозных общин.
Так, пост президента должен занимать маронит, премьер-министра — суннит, председателя парламента — шиит, заместителей премьер-министра и председателя парламента — православные и т. д.
Соответствующая норма представительства от различных общин установлена в парламенте, правительстве и при распределении мест в отдельных министерствах и ведомствах. Я думаю, что такой подход можно применить и в Крыму. Это был бы реальный шаг к преодолению межэтнического кризиса.
При этом руководство крымских татар готово вести диалог с российской стороной при посредничестве Татарстана. Они рассчитывают на углубление культурных контактов с республикой и казанскими татарами. В частности, есть пожелание, чтобы молодёжь училась в татарстанских вузах. Ожидается, что в марте представители Меджлиса приедут в Казань, где подпишут соглашение о сотрудничестве со Всемирным конгрессом татар.
Очевидно пакет предложений, сделанных лидерам Меджлиса, этим не ограничивается. Что ещё готова дать Москва в обмен на лояльность крымских татар — вопрос. Впрочем, время покажет.
А нужны ли мы берегу турецкому
Тут нельзя сбрасывать со счетов и Турцию, которая имеет гораздо большее влияние на крымчаков, чем Россия. Всё-таки, исторические связи, большая диаспора, идеологическое влияние и покровительство — имеют место. Недаром в конце недели спикер Госдумы Сергей Нарышкин летал в Анкару, где встречался с премьер-министром Турции Эрдоганом. Наверняка тот просил турецкого лидера не волноваться в связи с вводом войск на территорию Крыма и не предпринимать «резких шагов».
В обмен, как считают некоторые аналитики, Москва согласилась сдать Асада. Украина под боком – она дороже, чем шатающийся режим Башара. Поражение здесь будет означать – полный имиджевый коллапс власти, за которым неизбежно потянется обвал всей системы. Уроки столетней давности времён Первой мировой войны, когда, проиграв фронт, империя приказала долго жить…
Ах, война, что ты, подлая, сделала
Так уж сложилось, что история движется своими столетними шагами. В 1812 году нападение Наполеона на Россию обернулось крахом его империи и переформатированием всей Европы через три года. В 1914 началась Первая мировая, итогом которой стала расчерченная по-новому политическая карта мира и падение Российской империи.
На дворе 2014 год и мы вновь, как и столетии назад, стоим на пороге глобальной бойни. Неужто все решится в Крыму?!
Руслан Айсин, политолог.