История
Удивительно жадная фаворитка русского царя Петра III — Елизавета Воронцова
- Юлия Петренко
- Тема: История Королевский роман Россия
Елизавета Воронцова была жадной до неприличия, отмечали ее современники, удивляясь напору этой страсти. Фаворитка Петра III имела странные манеры, хотя выросла в приличном доме: ее отцом был сам Роман Воронцов, канцлер Ея Величества.
Сам император Петр III называл свою любовницу по-простецки — Романовной, возможно, потому что она не вызывала к себе каких-то возвышенных чувств. Была она уродлива — об этом честно говорили все и удивлялись такому выбору самодержца.
Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, по некоторым утверждениям, никак не производила впечатление красотки, даже при скрадывающем свете свечей. Девушка была с желтоватым цветом кожи, лицо в рубцах после перенесенной оспы — такие замечания о внешности фаворитки достались нам от великой княгини Екатерины Алексеевны, к которой Воронцова была определена во фрейлины.
Историки не один раз отмечали пристрастие Петра III («эксцентрика» по мнению двора и «дурака набитого» по мнению его супруги Екатерины) именно к ней: «великий князь высказал очень прискорбный вкус». В быту Петр был хамоват, нечистоплотен и порой жесток донельзя к животным.
Как только Петр III стал императором, жадная до денег Воронцова стала его официальной фавориткой. Назначенная камер-фрейлиной, она проводила с ним практически все время, участвуя в нехитрых забавах увязшего в детстве царя. Петр и вправду был дитя в душе: тяжелое детство было сопряжено с постоянными побоями от воспитателей-гувернеров, что задержало его умственное развитие.
Правда ли что Елизавета Воронцова была уродиной?
С Лизаветы писали портреты, она была в зените своей куртуазной славы, когда в 1762 году ей пожаловали орден Св. Екатерины I степени и сделали кавалерственной дамой Большего креста. Таким орденом отмечали лишь принцесс королевской крови. Правда, почему фрейлина удостоилась такой чести, ни для кого не было секретом: уродливая Елизавета была подругой сердца Петра III, который пришел к власти после смерти императрицы Елизаветы Петровны.
Взойдя на престол, он сделал Воронцову своей официальной любовницей и не отходил от нее ни на шаг. Великосветские дамы шептались, не веря своим глазам: император выбрал себе самый неожиданный вариант, над Лизиной внешностью не подтрунивал только ленивый.
Вполне логично, что самый уничижительный отзыв о Воронцовой оставила супруга Петра – будущая Екатерина II. В бытность великой княгиней она писала, что Воронцова была «очень некрасивым, крайне нечистоплотным ребёнком с оливковым цветом кожи, а после перенесённой оспы, стала ещё некрасивее, потому что черты её совершенно обезобразились и всё лицо покрылось не оспинами, а рубцами».
Екатерина не препятствовала роману мужа с Воронцовой
Брак Екатерины Алексеевны с Петером-Ульрихом (настоящее имя немца-наследника) не был счастливым. Они познакомились, когда ей было 10 лет. В 16 лет она вышла замуж. Будущий претендент на российский престол был лишь на год старше ее. Семейные отношения, откровенно говоря, не сложились с самого начала. У Петра была своя жизнь, у Екатерины — своя.
Их венчание состоялась в 1745 году, но первенец появился лишь девять лет спустя. И то вряд ли его отцом был Петр, сходятся историки. Но он не унывал, все свое время даря дочери уважаемого графа Романа Воронцова, самого продвинутого российского масона. Из пятерых детей Лиза — самый уродливый ребенок, но именно она получила неожиданное внимание при дворе. Иначе как о «толстой и нескладной», «с обрюзглым лицом» и «широкорожей» ее не описывали. Петр-Ульрих же называл ее по-домашнему «Романовной» и, ничтоже сумняшеся, оказывал ей все знаки внимания прямо на публике, среди которой часто была его официальная супруга.
Удивительно, но факт: царская симпатия к Воронцовой была так велика, что он не скрывал своего намерения жениться! Современные психологи быстро бы увидели простой комплекс в таком поведении Петра: он откровенно побаивался своей жены, а с Романовной ему было спокойно и комфортно, можно играть в игрушки сутки напролет.
И пока Лизка тешилась с чужим супругом, ее родная сестра Екатерина Дашкова (тоже не особо красивая, но очень умная!) стала сподвижницей будущей императрицы Екатерины II.
Неожиданный закат карьеры фаворитки: опала и забвение
Расцвет эпохи Воронцовой закончится вместе с закатом эпохи Петра III, правда, судьба ее пощадит. Своего царствования Петр III Фёдорович дожидался почти 20 лет, а продержался на нем всего 186 дней: в 1762 году он вступил на престол после смерти Елизаветы Петровны, своей тети.
На волне постоянных придворных развлечений ни Елизавета, ни Петр III не заметили заговора, умело сплетенного будущей Екатериной Великой. Царю пришлось подписать отречение от российского престола, после чего он был арестован и отправлен в Ропшу, где через несколько дней скоропостижно умер при загадочных обстоятельствах.
Мстить Воронцовой пришедшая к власти Екатерина II не стала. Она просто уволила алчную любовницу мужа и лишила её придворного звания камер-фрейлины и ордена, но при этом решила помогать материально. Она назначила ее отца Романа Воронцова управлять тремя самыми богатыми губерниями, где он умело пилил бюджет и богател, как на дрожжах, оправдывая свое старое прозвище «Роман — большой карман». Екатерина II приказала отцу присматривать за дочерью и обеспечить ее финансово. Так Воронцов по приказу императрицы выделил алчной дочери часть своего имения, «чтоб она уже ни с кем дела не имела и жила в тишине, не подавая людям много причин о себе говорить».
Через пару лет после переворота, в 1765 году, Елизавета Воронцова вышла замуж за полковника, потом статского советника Александра Ивановича Полянского. Когда на свет у них появился сын, то крёстной матерью его стала сама императрица Екатерина II — вот такая она была великодушная и остроумная дама!