История
Неожиданно важная социальная роль королевских фавориток
- Юлия Петренко
- Тема: История Королевский роман
История давно выделила фаворитизм в отдельный жанр: поначалу роль королевских любовниц замалчивалась, однако эти женщины для государства были важны, некоторые даже критически важны. При слове «фаворитка» представляется некая временная наложница, служившая монарху для галантного времяпрепровождения, однако зачастую все было куда сложнее и глубже, особенно если женщина попадалась образованная или дальновидная. А таких случаев История знает немало: двух похожих не найти.
Нельзя отрицать, что появление еще одной женщины возле короля проходило бессимптомно: рано или поздно даже самая глупая из наложниц понимала масштаб власти, который находится в руках ее коронованного любовника. Но не всегда фаворитки отличались жадностью: почти все они были знатного рода, богаты и потому не особо амбициозны. Например, Агнесса Сорель при Карле VII или же Луиза де Лавальер при короле-солнце. Эта чувствительная девушка была абсолютно чужда каким-либо расчетам, политике или честолюбию. Однако приход женщин двора к власти, привычно сосредоточенной в мужских руках, введение новых форм этикета, мышления и образа жизни в соответствии с полом, неизбежно влекли за собой серьезные последствия для королевской семьи.
Например, когда мадам де Помпадур вмешивалась в государственные дела, то чаще всего она преследовала цель призвать государя к стойкости, внушить ему мысль о необходимых реформах или воззвать к его терпимости. Когда в 1749 году министр финансов Машо разработал фискальную реформу, предписав всем без исключения привилегированным слоям, в том числе духовенству, выплачивать в казну налог в размере одной двадцатой части дохода, что было крайне необходимо для государства, он не провел бы это в жизнь без поддержки маркизы. Как ни крути, вступление де Помпадур в Версаль имело государственную пользу, и это был далеко не единичный случай.
Согласно историкам, предназначение фавориток сводилась к тому, чтобы побуждать короля оказывать внимание королеве и почаще исполнять свои супружеские обязанности. Удивительно, но факт: так оно и было. Появление законного наследника укрепляло престиж королевского дома. Иными словами, фаворитизм при дворе был классическим воплощением полигамной семьи, где каждая женщина имеет собственное место, свою долю ласки и свое назначение. Такое четкое распределение исключает взаимную ненависть, так как нет конфликта из-за прав и обязанностей — роли распределены таким образом, что одна не может быть заменена другой. Гармония достигалась ценой обмена любезностями!
Фаворитки при дворе: зло и добро в государственном масштабе
Роль фавориток была прописана нечетко и неофициально: по сути, эти женщины делали что хотели. Для одних достаточно было галантного поклонения царственного любовника, а для других требовалось двигать армии во славу их любви. Так или иначе, но действия, вызванные сексуальными поступками и эмоциями короля, оказывали на монархическую политику определенное женское влияние, что часто приводило к великому потрясению дворцовых устоев.
Фаворитки поневоле вносили фактор беспорядка в налаженный дворцовый быт, и чем чаще король менял возлюбленных, тем непредсказумее была обстановка при дворе. Для интриганов это была идеальная среда обитания и активности, ведь имея доступ к фаворитке, можно было дистанционно манипулировать королем. Многим придворным это тешило самолюбие, но чаще — наполняло карман золотом, а родословную новыми гербами.
Феминизация двора означала не только феминизацию культуры, искусства и обычаев, но также революцию чувств, нравов и общественного уклада того, кто стоял во главе французской монархии и символизировал ее — короля. Двору в средние века было очень сложно жить без фаворитки: понять это сложно, но можно. В истории бывали случаи, когда из дворцового обихода адюльтер был изгнан начисто. Например, в случае с мадам Дюбарри это привело к неожиданным результатам: на легитимную королевскую супругу пали те самые ненависть и презрение, которые в счастливые времена бигамии полагались фавориткам.
Так что фаворитки короля поневоле играли важную социальную роль — на них сыпались проклятия народа за любые неудачи, в том числе климатические. Когда в Англии во время правления одиозного короля Генриха Восьмого два года подряд случился неурожай, подданные возроптали и возложили вину на Анну Болейн — тогдашнюю фаворитку. Народ почитал набожную Екатерину Арагонскую — официальную супругу Генриха, потому так сильно ненавидел любовницу монарха.
История человечества полна примеров, когда явное зло неожиданно оборачивалось добром. С фаворитизмом часто происходило то же: женщина, которую больше всего ненавидели при жизни за ее неординарное поведение, в исторической перспективе оказывалась добрым гением для всего государства.