Такой уж менталитет у нашего народа, который в большинстве своем не пройдет мимо чужой беды, и протянет руку помощи, даже если его не просят. Как же так? Нельзя проходить мимо, ведь человек терпит бедствие. Но иногда мы удивляемся, услышав от «терпящего бедствие»: «А я тебя об этом просил?»
Психологи напоминают, что не всегда надо спешить на помощь тем, кто ее не просит. Конечно, не будет большой ошибки, если вы просто спросите: товарищ, вам помочь?
А если вы по доброте душевной решили помочь старушке донести сумку с продуктами до подъезда, а она вдруг на всю улицу стала орать «Грабят!» — то тут, видимо, ваша помощь оказалась ненужной.
По утверждению психологов, иногда излишнее желание помочь человеку, может не только навредить терпящему бедствие, но и вам самим. В каких случаях лучше пройти мимо чужой беды, чтобы не накликать беду на себя?
Если не можете сделать что-то хорошо, то лучше вообще отойдите
Человек попал в аварию, его сбила на пешеходном переходе машина. Водитель скрылся с места происшествия, а вы спешите на помощь человеку, который в беспомощном состоянии лежит на асфальте. Если вы не медик, то лучшее, чем вы можете помочь – вызвать «Скорую» и полицию. Но не предпринимать никаких действий, потому что попытка поднять человека с асфальта может навредить ему еще больше. Надо ждать, пока прибудет «Скорая помощь».
Неумение отказать и страх показаться бесчеловечным
Почему иногда люди спешат на помощь ко всем подряд? Они боятся показаться бесчеловечными, и бросаются на помощь человеку, которого жестоко избивают. А в итоге избивают вас, а человек, которого вы пытались защитить – говорит, что он в вашей помощи не нуждается.
Вот так. Довольно странные вещи происходят и в социуме. Безотказный во всем человек может выполнить чужую работу -0 совершенно бесплатно, а в ответ ему не скажут даже «Спасибо».
Добросердечный человек терпит, мучаются, но не может отказаться, когда его просят поработать в выходной день – безвозмездно.
Он не может проронить твердое «нет» и отказать всем тем, кто его эксплуатирует. Если он все таки не решится это сделать — то в итоге будет обречен на вечного «помогалу», который служит всем, не получая вознаграждения за свой труд.
Пользуясь его мягкостью и душевной добротой, окружающие вешают на этого безотказного человека все свои проблемы.
И никто ни на секунду не усомнился в том, что помогая им, совершенно чужим людям, наш человек отказался от своих личных проблем, растратил свои силы и энергию на других, ничего не имея взамен.
А наш человек в это время рассуждает следующим образом: ничего, сегодня я всем помогу, а когда случится беда у меня – ко мне все поспешат на помощь.
Как бы не так: его призыв о помощи прозвучит, как комариный писк — его никто и не услышит.
Почему же он не может отказать в помощи?
Первое, почему мягкотелый человек спешит на помощь страждущим – это его боязнь показаться черствым и безжалостным: ведь он таковым не является. Но он боится: что подумают о нем другие? Именно это толкает его на «подвиги», и он старается всем угодить. И все ради того, чтобы заслужить похвалу и признание в социуме.
Не тратьте время на тех, кто вас не ценит
Вы стараетесь поддерживать людей даже независимо от того, просят вас об этом или нет. Покинув свои дела, вы находите правильное решение для своего коллеги по работе, и вдруг слышите в ответ: «А я тебя об этом просил? Сам разберусь». Обидные слова. Ведь вы взяли на себя решение чужих проблем, затратили на это кучу времени и сил, отказавшись от собственных планов, и вместо благодарности услышали недовольство в свой адрес. Стоит ли тратить время на тех, кто не ценит оказанной вами помощи?
Не тратьте силы на тех, кому это не нужно
Вы заметили, что вы последнее время вокруг вас появилось много людей, которые используют вас, как «подручный материал»? Вас приглашают на свои конференции с целью получить от вас полезную консультацию. А когда все проходит хорошо – вас не пригласят даже на чашку чая, как будто и не было вас на том важном совещании.
Послушайте совет психологов: не тратьте впустую силы на тех, которые бессовестно используют ваши опыт и знание, забыв подчас даже поблагодарить.
Таким беспардонным людям надо заранее заявить, что свой опыт и свои знания вы не раздаете бесплатно. Если кто-то нуждается в вашем профессиональном совете – должен знать ему цену. Иначе эти личности будут без конца эксплуатировать ваши знания, нисколько не стесняясь, и забывая пригласить хотя бы на чашечку кофе.