Мы сравниваем открытие Олимпийских игр в Сочи с прекрасным открытием Лондонской олимпиады. Просто потому, что она еще в памяти. Но пройдут годы, и что останется? Вот кто сегодня вспомнит, как открывались зимние Игры, допустим, в Саппоро? Наверное – никто – ведь состоялись они более сорока февралей тому назад, в далеком 1972-ом году.
Зато мы помним их героев. Например, Галину Кулакову, Владислава Третьяка (ему шел всего 21-й год!) и Валерия Харламова. Но главной «бомбой» тех Игр стал, конечно, Вячеслав Веденин.
Тогда в лыжной эстафете (4х10км) он бежал на заключительном этапе. И рванул по лыжне через … минуту и две секунды после того, как ушел по лыжне лидер гонки – великолепный норвежский гонщик Йос Харвикен. Отыграть у этого аса две минуты на 10 километрах было просто нереально. Нет, не то слово — скорее, просто немыслимо. Поэтому норвежцы сразу начали праздновать победу….
Но на стадион первым ворвался наш лыжник! Правда, зрителей там совсем не осталось — ведь все понимали, что судьба золота решена. Интрига кончилась! Не понимал и не принимал это только Веденин…. И мчался к золоту так, как будто не слышал совета тренеров «не упустить серебро». (А разве не в Саппоро «родился» великий Ард Схенк, который упал… на старте 500-метровой дистанции, но выиграл 3 золотые медали на всех остальных дистанциях? Вот что значит олимпийский характер).
Почему я вспомнил Саппоро? Да потому, что в Сочи ситуация в такой же лыжной эстафете 4х10 км сложилась абсолютно такая же! Вновь перед заключительным этапом мы оказались вторыми (на этот раз шведы умчались далеко вперед). Но логика – лучше синица в руках — оказалась сильнее безумства храбрых. Бежавший на этом этапе наш Максим Вылегжанин, «не потерял голову», как написали газеты, а «уверенно сохранил команде серебряные медали»!
Увы, по расчету всегда случается — брак
Министр спорта России Виталий Мутко так прокомментировал этот эпизод: «Он не бросился, а тактически все сделал грамотно. Мы понимали, что уже шведов не догнать, и тренеры очень грамотно вели по трассе Максима, чтобы серебряная медаль была уже наверняка. Конечно, все молодцы — сработали командно здорово».
Понятно, что это вопрос деликатный, и я мало что понимаю в стратегии сборной команды страны на олимпийских играх. Но стратегия Веденина мне импонирует больше. Он мог, конечно, не выдержать такого бешеного темпа, и просто упасть без сил. Но он рванул. И — победил.
Как это ни жестоко звучит, но спорт запоминает только Первых. Вторые — это уже статистика. А еще, подвиг — это безумство первых, а расчет — удел, все-таки, вторых. Или вторичных?
Жить можно только стоя. А вот вы-жить проще согнувшись. Но мир помнит только непокоренных. Первых. Единственных.
И вот на Играх в Саппоро в историю спорта вошла спина лыжника Веденина, которую он показал норвежцам и всему миру. А в Москве мир тоже увидел спину. Спину… Плющенко.
Кстати, продолжая тему Саппоро, добавлю, что в коммунистические времена партия обладала немереным влиянием, но использовала его, мне кажется, более разумно. Таких расчетливых министров спорта она бы держала подальше от Олимпиад.
Да, политика диктовала свои правила игр. Но профессионалы не могли жить прогнувшись. И вот в Саппоро тренеры сборной по хоккею (Чернышов-Тарасов) получили политическое указание лечь под чехов. И сыграть вничью.
Но мы — победили. В дикой битве. С перчатками и зубами на льду. И, может быть, именно поэтому другой чешский гений — Ягр – играл в хоккей на русском льду. Играл под номером 68 (об этом номере и подробностях той битвы чуть ниже). Может быть, это тоже результат той победы в Саппоро?
Ворота не сдвигать!
Пока в Сочи, на мой взгляд, родился только один герой — российская фигуристка Юля Липницкая, которая стала самой юной чемпионкой зимних Олимпиад: на момент завоевания золотой медали ей исполнилось 15 лет 249 дней. Это абсолютный рекорд зимних Олимпиад.
Еще один сюрприз – не очень приятный. На момент написания этих строк, Россия добыла четыре золотые медали. Столько же медалей принесли своим «новым родинам» россияне, покинувшие нашу страну и уехавшие в поисках счастья на Запад. Если бы они не уехали, то мы, безусловно, были бы сегодня впереди!
И еще одна любопытная деталь – самым изумительным хоккейным матчем (да и вообще событием) стал поединок сборных России и США. Мы проиграли по буллитам, но в очень красивой и яростной борьбе.
Говорят, что нашим хоккеистам сверху был отдан приказ обязательно разгромить сборную США. Якобы для того, чтобы хоть как-то «наказать» Барака Обаму за отказ приехать в Сочи. Жаль, не получилось. Но праздник-то получился!
Кстати, самые яркие хоккейные матчи всегда имели некий политический подтекст. Например, после августа 1968 года, когда советские танки «заморозили» пражскую весну, встречи сборной СССР со сборной Чехословакии превратились в потрясающие битвы, смотреть которые было истинным наслаждением.
Прошу прощения за такое слово (наслаждение), но безумный талант Вацлава Недоманского, игравшего под номером 68, и яростный настрой чехов, невольно превратили те игры в восхитительные, но порой кровавые поединки. Именно учитывая это обстоятельство, на Олимпиаде в Саппоро тренерам дали указание сыграть с чехами вничью.
Тут у Кремля был и вполне понятный расчет — если бы ту встречу ЧСССР и СССР сыграли между собой вничью, то «золото» Олимпиады брала наша команда, а чехам доставалось — серебро. То есть социализм одержал бы уверенную победу на Олимпийских играх! Но мы – победили со счетом 5:2! А серебро завоевал наш главный политический противник (он остается им и по сей день) — сборная США!
… И вот теперь встреча США и России. Мы забиваем победную шайбу. Но за секунду до этого американский вратарь сдвинул ворота, и американский арбитр гол не засчитал. Дело дошло до буллитов, и мы проиграли.
Страна заволновалась – засудили нас! «Мы проиграли в честной борьбе», — заявил главный тренер сборной России. И это подтвердили ВСЕ игроки.
Если они ТАК думают, то мы наверняка выиграем золото.
Это очень важно для нас. Чтобы Сочи вошли в историю не спиной Плющенко, а мужеством отчаянных парней.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».