Магазины бытовой техники с самого утра закрылись на экстренную инвентаризацию, после которой все цены выросли на 20-30%. Банки выключили вывески с курсами обмена, а работающие обменные пункты выставили уже новый, отпугивающий любых клиентов курс.
Срочный переучет устроили интернет-магазины, торгующие импортными товарами. Их сайты пестрели объявлениями, что указанные на них цены «не актуальны».
Авиакомпания Air Astana «настоятельно рекомендовала» своим пассажирам в тот же день оплатить забронированные билеты, иначе они станут значительно дороже, сообщает Kursiv.kz.
При этом продукты в стране практически не подорожали: на правительственном заседании во вторник премьер-министр Казахстана Серик Ахметов отдал распоряжение местным властям не допустить скачка цен на товары первой необходимости.
Но посетители продовольственных магазинов чувствовали себя как во времена распада Советского Союза – объявления на прилавках предупреждали, что «больше двух килограммов в руки не дают». Штучные товары отпускались парами – по 2 пачки или 2 бутылки в руки.
Люди занимали очередь по несколько раз, запасаясь продуктами, а пользователи соцсетей с тревогой обсуждали, что «прилавки полупустые, уже многое поубирали».
Ажиотаж царил и на автозаправках, где цены пока не изменились, но автовладельцы все же закупали топливо впрок.
«Сбережения обесценились на 20% в момент. То есть при равном доходе я должен урезать свои потребности и потребности семьи на 20%. Людей, молодые семьи, пенсионеров просто разули», — цитирует РБК одного из жителей Алма-Аты.
Национальный банк объясняет 20-процентную девальвацию необходимостью сберечь золотовалютные резервы, изрядно подточенные безудержным потреблением последних лет.
Искусственное сдерживание падения тенге в период высоких мировых цен на нефть способствовало росту импорта, отмечают казахстанские финансисты. Однако теперь, когда государство перестало тратить резервы на сохранение курса своей валюты, неизбежно подорожание импортных товаров приведет к увеличению спроса на местную продукцию, надеются они.