Ореховый Спас, 29 августа, называется в народе по-разному: это и Хлебный Спас, и Спас Нерукотворный, и Холщовый Спас (Спас на полотне или Спас на холстах). Кто-то называет его просто – Третий Спас. Он последний в «спасительных» «запасливых» праздников, когда у православных принято святить в церкви плоды нового урожая.
Что несут в церковь на Ореховый Спас
Ореховый Спас является третьим Спасом по счету в 2022 году, как и во все предыдущие он приходится на 29 августа. Так сложилось, что о нем христиане знают меньше двух первых. Но этот праздник не менее величественный, хотя отмечается не так масштабно, кроме того имеет много особенных традиций почитаемых еще предками.
Ореховый Спас имеет еще такие названия как Хлебный, Малый (Третий) и Спас на холстах. Празднование Третьего Спаса пришлось как раз на ту пору, когда крестьяне уже почти собрали урожай с полей. А плод, который дал название торжеству тоже как раз созрел.
Поэтому издавна было принято 29 августа приносить в церковь на освящение, в первую очередь орехи (даже его ветки), целебные травы, а также хлеб с медом и фрукты (обычно это яблоки и виноград).
В старину в храм несли также материалы для будущих холстов. Кстати до сих пор в некоторых регионах на ярмарках, в рамках праздника, продают натуральное полотно.
Принято ли ходить на кладбище на Ореховый Спас и еще некоторые традиции праздника
Многие христиане задаются вопросом надо ли наведываться на могилы родных в день Орехового Спаса. Так как на Преображение Господне, то есть на Яблочный Спас принято молиться за усопших и давать милостыню. Касаемо Третьего Спаса, то нигде не указано, что поход на кладбище есть обязательным.
Но естественно если человек в этот день идет в церковь, то разделить торжественную радость с теми, кто умер, а также помолиться за их души будет очень правильно. Тем более милостыню нищим, и тем, кто искренне попросит Господа о душах умерших можно давать когда угодно, тем не менее, в такой праздник.
Те, у кого к Ореховому Спасу появился возле дома колодец, стараются его освятить как раз сейчас. В русской глубинке доныне принято на Хлебный Спас печь впервые хлеб с молодого, только что собранного зерна.
Считалось, что перелетные птицы покидали родные края в поисках тепла именно 29 августа. Люди верили, что богатый урожай на орехи обязательно есть предвестником хорошего хлебного урожая на следующий год. Начиная с Орехового Спаса можно было начинать сеять озимые культуры.
Историческое происхождение Орехового Спаса
Ореховый Спас принято отмечать в честь события, которое имело место быть еще тогда, когда Иисус Христос жил среди людей, и которое в церковном календаре имеет название Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа. Авгарь, который правил сирийским городом Эдесс был болен на проказу. Он искренне верил в силу Христа, который сможет его исцелить. Он решил отправить к Иисусу художника, который должен был передать письмо от правителя и нарисовать портрет Господа.
Живописцу не удалось срисовать Иисуса, так как Он был окружен людьми. Спаситель, увидев посланца, попросил, чтобы принесли воды и полотенце, его называли убрусом. Умывшись и вытеревшись, Божьей Сын отдал убрус художнику, на котором остался Его образ. Больной Авгарь приложившись к этому святому лику, освободился от болезни, что его мучила.
Жители города, где произошло это чудо, берегли убрус, как большую святыню. Именно из этого полотенца были срисованы первые иконы Спасителя.