Минобороны США и ЦРУ требовали от медицинского персонала «сотрудничества в сборе информации и обеспечении безопасности, причинявшего сильный вред заключенным», говорится в совместном докладе Института медицины и финансируемого Фондом Сороса Института «Открытое общество».
Врачи не только придумывали, но и сами принимали участие в «пытках и жестоком, бесчеловечном и унижающем достоинство обращении» с задержанными, утверждают авторы опубликованного в понедельник доклада.
«Понятно, что во имя национальной безопасности доктора превращались в агентов военных и совершали действия, которые противоречат медицинской этике и практике», — говорит соавтор исследования, почетный профессор медицины Колумбийского университета Джеральд Томпсон.
Его коллега Леонард Рубинштейн из университета Джона Хопкинса занимался в основном выяснением подробностей насильственного кормления объявивших голодовку заключенных Гуантанамо, а также использованием агентами ЦРУ «жестких методов допроса», таких как имитация утопления.
«Как страна, мы еще не покончили с издевательствами над заключенными, и участием в этой практике медицинского персонала», — заявил он в интервью агентству «Франс пресс».
Военные и разведка все отрицают
Доклад, в подготовке которого участвовали более 20 экспертов – медики, правозащитники, военные и юристы — призывает членов комитета по разведке сената США провести тщательное расследование деятельности врачей в Гуантанамо, секретных тюрьмах в Афганистане и других странах мира.
Утверждения экспертов, посвятивших исследованию два года, поспешили опровергнуть ЦРУ и Пентагон.
В докладе «содержатся серьезные неточности и ошибочные выводы», цитирует «Аль-Джазира» официального представителя ЦРУ Дина Бойда.
Пресс-секретарь Пентагона Тодд Брессил и вовсе заявил, что тюремным врачам в Гуантанамо приходится страдать от «жестокости пациентов».
По его словам, этим «непревзойденным специалистам приходится работать в ужасающе стрессовых условиях, вдали от дома и семьи, имея дело с пациентами, которые бывают чрезвычайно жестоки».
К тому же ни один из участвовавших в составлении доклада экспертов не мог получить «фактический доступ ни к задержанным, ни к медицинским записям», и быть сколько-нибудь в курсе того, что происходит в лагере Гуантанамо, уверен пресс-секретарь Пентагона.