Остановлены работы только по обогащению урана выше необходимых для гражданских электростанций 5 процентов, пояснил он, добавив, что Тегеран уже располагает достаточным запасом 20-процентного топлива, необходимого для проведения медицинских исследований на атомном реакторе.
«Обогащение до уровня более пяти процентов зависит от потребностей страны; ядерная промышленность Ирана требует 20-процентного обогащения, чтобы снабжать топливом ее тегеранский реактор. Но этот объект на данный момент имеет необходимое топливо, и нет необходимости в его дальнейшем производстве», — заявил Хоссейни во вторник вечером.
«Тегеран самостоятельно примет решение, производить обогащение выше 5 процентов или нет, но вопрос о приостановке или прекращении деятельности по обогащению не имеет смысла, потому что никакого производства в настоящее время нет», — цитирует его сайт иранского парламента.
Это заявление застало врасплох западных экспертов, считавших, что Иран использует 20-процентное обогащение как разменную монету, чтобы добиться облегчения парализовавших экономику санкций.
Агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), регулярно инспектирующее иранские ядерные объекты, пока никак не прокомментировало сообщение Хоссейни.
Агентство «Рейтер» выразило сомнения в компетентности иранского политика, отметив, что парламентская комиссия по национальной безопасности не влияет на определение курса страны. Все весомые решения принимаются непосредственно верховным лидером аятоллой Али Хаменеи, хотя членов комиссии, вероятно, информируют о ходе выполнения ядерной программы.
Западные дипломаты требовали от Ирана прекратить обогащение ядерного топлива до 20 процентов, увеличить прозрачность своих атомных операций, сократить запасы урана, а также принять ряд других мер, которые, по их мнению, должны свидетельствовать об отсутствии у Тегерана стремления к ядерному оружию.
На прошлой неделе Иран и шесть мировых держав — пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия – завершили очередной раунд переговоров в Женеве по поводу ядерной деятельности Тегерана, назвав их позитивными и конструктивными.
Это первые переговоры после прихода к власти считающегося «умеренным» президента Хасана Рохани, пообещавшего приложить все усилия, чтобы преодолеть разногласия с Западом и добиться ослабления жестких международных санкций.
Следующая встреча должна состояться в Женеве 7-8 ноября.