Топлива в Газе не хватает всем – машинам, людям, электростанциям. Его нет в больницах, и врачи вынуждены проводить операции без света, нет в школах – и дети учатся в холодных классах. И нет топлива для насосов, качающих воду из скважин на поля.
Прежде оно попадало в Газу через подземные туннели из соседнего Египта, и продавалось на автозаправках по относительно доступной цене – около доллара за литр.
Но после переворота почти все туннели были разрушены египетскими военными, и теперь у Абд Рабо и других палестинских фермеров есть два выхода – покупать израильское топливо, которое вдвое дороже, или наблюдать, как сохнут и умирают их посевы.
«У большинства фермеров просто нет таких денег, и поэтому многие скважины не работают, простаивает техника», — рассказал агентству Anadolu глава отдела почв и орошения министерства сельского хозяйства Низар аль-Вахиди.
Хотя выращиванием фруктов и овощей занимается около 11 процентов трудоспособного населения Газы, топливный дефицит взвинтил цены на сельскохозяйственную продукцию на рынках.
У фермера Имрана Абу Саада нет слов — помимо эпитета «катастрофическое», — чтобы описать то запустение, которое царит на его угодьях в отсутствии топлива, необходимого для орошения.
«Недостаток воды не только наносит вред нашей земле, он разрывает наши сердца и лишает единственного источника дохода», — говорит он со слезами на глазах.
С разрушением подземных туннелей на границе с Египтом ухудшился и энергетический кризис в густонаселенном блокадном секторе.
Если раньше электричества в домах не бывало в среднем по 8 часов в сутки, то сейчас – по 12.
«Когда дают электричество, сразу исчезает вода в кранах, — жалуется фермер Рафат Эбейд. – А тем временем мои посевы умирают, и я ничего не могу с этим поделать».
Вместе с другими палестинскими фермерами, Эбейд молит Всевышнего о сильном дожде, который напоил бы иссохшие растения и спас от угрозы голода 1,7 миллиона населения блокадного сектора.