Закрыть

Обо всём

Египетские власти насаждают «традиционный» ислам

 

Не прошло и пяти минут, как в  незадачливого имама полетели ботинки.

«Кто заплатил тебе, чтобы ты это сказал?» — крикнул один из пришедших на молитву-джума мусульман.

«Прочь с минбара, неверный!» — поддержал другой.

Толпа хлынула вперед, и официальный проповедник едва успел унести ноги.

Его неудавшаяся проповедь  — явление далеко не единичное. Назначенное военными временное правительство Египта развернуло целую кампанию «стандартизации религиозного дискурса» и пропаганды «традиционного египетского ислама».

«Новый режим пытается создать официальный, государственный ислам, которого никогда не было в исламской традиции, — говорит профессор государственной политики из  Американского университета в Каире Эмад Шахин. – Эти поиски религиозного оправдания убийству, возможно, тысяч людей, должны посылать  тревожный сигнал всем слоям общества. Именно это называется фашизмом».

Те же цели, по словам профессора Шахина, преследуются и через поп-культуру. По всему Каиру звучит в последнее время песня «Мы народ, а вы другой народ».

Ни для кого не секрет, что поется в ней о сторонниках президента Мурси: «У нас есть Бог, а у вас другой Бог. Потому что Египет – у нас в  крови, мы никогда не будем как вы, а вы не будете как мы. Забирайте свои крики и фетвы, и убирайтесь подальше с нашей земли».

Дисквалификация «нелояльных» имамов

Между тем распоряжающееся мечетями министерство вакуфов  фактически дисквалифицировало десятки тысяч имамов по всей стране, выступавших против свержения законно избранного президента.

Отныне читать проповеди разрешается только дипломированным выпускникам Аль-Азхара, руководство которого всегда поддерживало автократических правителей Египта.

Усиленно насаждаемая «азхарская парадигма» ислама, которую чиновники называют «традиционно египетским представлением о религии», не  приветствует участие в политике, зато поощряет  уважение к государственным учреждениям, в том числе к армии.

«Демократические ценности хороши в нормальном обществе, со  100-процентной грамотностью, — заявил New York Times старший советник Аль-Азхара Ибрагим Негм. — В Египте же пускать дело на самотек очень рискованно».

Поэтому в столичных мечетях имамы теперь если и не призывают на демонстрации в поддержку военного переворота, то по крайней мере поднимают нейтральные темы, такие как охрана здоровья.

«В прошлую пятницу вся хутба была про военных и новый порядок, — говорит врач Мухаммад Али, все равно пошедший после молитвы на демонстрацию в поддержку президента Мурси. – На этой неделе говорили о лечении медом различных заболеваний. Хотелось встать и уйти, но я знал, что это нельзя».

В пятницу, последовавшую за побиванием ботинками присланного имама, в воротах мечети Аль-Рахман Аль-Рахим несколько охранников проверяли рюкзаки и сумки прихожан.

Пожилой профессор из Аль-Азхара прочитал проповедь о том, что Божественный замысел прослеживается во всей окружающей реальности, и присутствующие молча с ним согласились.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях