На прошлой неделе прошло заседание Совета при правительстве РФ, где был представлен отчет о состоянии домов – интернатов психоневрологического профиля, в которых проживают дети с физическими и умственными расстройствами. По информации «Газета.Ru», посетив 130 таких заведений по всей стране, и изучив ситуацию, в которой находятся порядка 30 тысяч воспитанников, сотрудники Минтруда нашли всего десять нарушений. Да и то, по их словам, «незначительных». «Дети находятся там обоснованно, в соответствии с диагнозами», – говорится в отчете чиновников.
«При поступлении в учреждения диагнозы клиентов из числа детей-инвалидов соответствовали показаниям для помещения их в интернаты психоневрологического профиля. Не подтвердились только 10 диагнозов — четыре в Республике Ингушетия и шесть в Республике Коми», — сообщил замминистра труда социального развития Алексей Вовченко.
Однако представители российских НКО не поверили столь радужным цифрам чиновника, и провели собственное независимое расследование. Пройдя маршрутом Минтруда, они тоже обнаружили десять нарушений, но только с разницей, что это количество приходится уже на каждое детское учреждение.
«Минтруд выявил по всей стране только 10 неправильных диагнозов, но я могу назвать 10 таких примеров только в одном учреждении. И подтвердить это документально: на заснятых нами видео все видно невооруженным глазом», — заявила президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. По ее словам, ошибки в диагнозах были допущены специально, чтобы просто подогнать их под тип учреждения.
15 минут слуха в день
По данным директора региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Аллы Битовой, неправильно поставленные диагнозы или отсутствие элементарных условий для проживания и лечения детей — явление во многих российских интернатах вполне обычное. Так, в Ульяновской области слабовидящей девочке вместо того, чтобы купить очки по выписанному еще два года назад рецепту, поставили диагноз «необучаема», и направили ее в интернат. Или ситуация со слабослышащими детьми: они должны носить слуховые аппараты постоянно, но получают их по многих учреждениях всего на 15 минут в день в кабинете у логопеда
Таких примеров, по словам Битовой, множество.
И сегодня эти дети находятся в плачевном состоянии, обусловленном, по словам правозащитников, «чудовищной педагогической запущенностью». К тому же условия их проживания оставляют желать лучшего: в тесных комнатах утрамбованы по 20 кроватей, нет ни личных тумбочек, ни игрушек.
А из-за нехватки персонала гулять детей выводят реже, даже чем рецидивистов в тюрьмах — раз-два в неделю.