Америка добивается свержения сирийского правителя Башара Асада. Но вовсе не из-за моральных побуждений, и не из-за того, что тот, как утверждают американцы, использовал химическое оружие. В Сирии столкнулись интересы интернационального энергетического рынка. Проблема, как всегда бывает на войнах, в нефти, газе и рынках сбыта.
Очевидным этот конфликт стал после обнародования некоторых деталей встречи президента России Владимира Путина и главы разведки Саудовской Аравии, наследного принца Бандара. Об этой встрече стало известно еще в августе, но детали ее все еще продолжают лить свет на тайные механизмы войны в Сирии.
В химической атаке виноваты саудовцы?
Вопрос о том, кто на самом деле использовал 21 августа ядовитый газ, до сих пор не ясен — несмотря на заверения американской администрации в том, что за этим преступлением стоит Асад.
Двое известных журналистов, которые уже давно работали на Associated Press, исследовали в Сирии совершенно другую версию. Для агентства MPN они написали репортаж о том, что за использование химического оружия отвественна саудовская разведка. Это утверждали очевидцы в многочисленных интервью, которые они провели на месте событий. Согласно этой версии, саудовцы привезли оружие в Сирию. Из-за непрофессионального обращения с арсеналом химического оружия произошел взрыв, от которого, наряду с мирными жителями, погибли еще и 12 повстанцев из числа тех, что имели доступ к этому оружию.
Если эта версия верна, то американцы должны были бы бомбардировать Саудовскую Аравию. Но этого делать нельзя. Ведь эта страна является ближайшим союзником американцев в Персидском заливе.
Плюс ко всему многочисленные собеседники журналистов откровенно рассказывали о том, что им платит саудовское правительство.
Предложение, от которого сложно было отказаться
То, что Саудовская Аравия действительно поддерживает повстанцев, стало ясно, самое позднее, после того, как были обнародованы некоторые детали встречи «с глазу на глаз» российского президента Владимира Путина с представителем саудовской королевской семьи.
Шеф саудовской разведик, принц Бандар бин Султан, по информации газеты Telegraph ( со ссылкой на ливанскую As Safir, которая, в свою очередь ссылается на свои дипломатические источники), сказал российскому лидеру буквально следующее:
«Я могу Вам гарантировать защиту Олимпийских игр будущей зимой. Чеченские боевики, которые угрожают безопасности Игр, контролируются нами».
Но и это еще не все. Шеф саудовской разведки не только предложил Путину защиту от чеченских боевиков на территории России, но и безопасность от них российского флота в Сирии в случае, если режим Асада падет. Якобы, он способен контролировать действия чеченских комбатантов и в Сирии тоже, нейтрализуя их по мере необходимости. «Эти группы нас не пугают. Мы их используем, чтобы оказывать давление на сирийское правительство, но они не будут играть никакой роли в обустройстве послевоенного будущего Сирии», — якобы заверил принц Бандар российского главу.
Для России Сирия имеет колоссальное стратегическое значение, поскольку она пытается не допустить того, чтобы Катар стал альтернативой для европейского энергетического рынка. Если Россия потеряет свое влияние в Сирии, то результатом этого может стать потеря российским газовым гигантом «Газпром» своих рынков серьезным конкурентам из стран Залива. В настоящее же время Европа зависима от поставок российского газового монополиста, особенно – зимой.
Одним из самых важных политических советников Газпрома является бывший немецкий канцлер Герхард Шредер.
Путин играет в покер
Саудовцы знают об экономических интересах Москвы и, исходя из этого, сделали России предложение об окончании войны в Сирии, в которой учитывались бы и российские интересы. Принц Бандар бин Султан, как сообщается, предложил Путину следующее:
«Давайте посмотрим, как нам разработать совместную российско-саудовскую стратегию по нефтяным вопросам. Целью этой стратегии могло бы стать достижение соглашения о цене на нефть и скорости добычи — для того, чтобы поддержать стабильность цен на мировых рынках (…). Мы очень хорошо понимаем заинтересованность России в сбыте нефти и газа в Средиземном море — от Израиля до Кипра. И мы понимаем важность российского газопровода в Европу (…). Мы могли бы и в этой области работать совместно».
Бандар заверил российского руководителя, что его слова пользуются полной поддержкой Соединенных Штатов. Саудовская Аравия, по видимому, предложила России союз с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Россия и ОПЕК совместно добывают 45 процентов мировых запасов нефти.
Владимир Путин уже давно добивается подобного союза. Если бы Саудовская Аравия несколько сократила свою добычу нефти, и цены на нее возросли бы, это привело бы к дополнительным доходам в российскую казну. Однако, несмотря на это, Путин отверг предложение.
«Наше отношение к Ассаду никогда не изменится. Мы убеждены, что сирийское правительство является лучшим преставителем народа, а не эти каннибалы», — заявил он, имея ввиду отрывок видеосъемки, на которой один из повстанцев демонстративно откусывает сердце убитого сирийского солдата.
Путин играет в покер, потому что он уверен, что Запад не сможет выиграть войну в Сирии. Как прокомментировал Financial Times, «чем больше американцы завязнут в Сирии, тем лучше для России».
Все дело в нефтепроводе…
Однако и саудовцы имеют сильные аргументы в своих руках: они планируют вместе с Катаром построить трубопровод, который будет пролегать от Персидского залива до Турции — так что Газпром мог бы получить реально сильного конкурента — особенно на столь важном европейском рынке.
Катар, который поддержал сирийских повстанцев 3 миллиардами долларов, хочет через этот трубопровод поставлять газ в Европу. Однако до тех пор, пока Асад находится у власти, построить его невозможно, поскольку Россия не допустит подобную конкуренцию.
… мировой резервной валюте
Наряду с контролем за европейским энергетическим рынком, в Сирии решается также вопрос о валюте, которой нефть и газ оплачиваются. Доллар рискует потерять свой статус мировой резервной валюты и нефтяной валюты. Саудовцы, как верные союзники США, пытаются поддержать доллар. Проблема в том, что Россия этим вопросом вовсе не озабочена.
С момента безуспешных переговоров между Владимиром Путиным и саудовским принцем Бандаром давление Запада на Сирию и угроза военного удара по режиму Асада неуклонно растет. После того, как парламент Великобритании отказал США в поддержке военной интервенции, Барак Обама намерен, при необходимости, и в одиночку напасть на Сирию. Правда, ему на помощь тут же поспешил президент Франции Франсуа Олланд, страдающий от непопулярности у собственного народа. Как раз для Франции, переживающей сильнейший экономический кризис, очень важно, чтобы цены на нефть не контролировались одним — единственным картелем.
Побочные жертвы грязных экономических сделок
Во время химической атаки 21 августа погибли несколько сотен человек. Среди них было очень много детей.
Но в этой войне речь не идет о детях.
Речь тут идет о грязных сделках между сильными мира сего, от которых зависит их богатство, влияние и власть. И они готовы за них бороться любыми средствами и любой ценой. И готовы к тому, чтобы жертвами этой сделки и дальше становились те, кто сотнями и тысячами погибают на страшной войне. Потому что это — данность глобального экономического порядка.
А Сирия – всего лишь одна из глав в этой бесконечной, кровавой истории.
Немецкий вариант статьи опубликован на сайте deutsche-wirtschafts-nachrichten.de