Фестиваль мусульманского кино существует как площадка для перманентных споров. Одни уверены, что мероприятие задумано как формат для демонстрации идей ислама, но другие убеждены, что задача искусства не идеология, а пропаганда общечеловеческих ценностей. Ведь мудрость, доброта, милосердие не имеют конфессиональных рамок. И не важно, к какой именно конфессии принадлежит их автор.
« Это постоянная проблема предрассудков людей. Слово “мусульмане” – для них клише», – говорит сотрудник по организации фестиваля Лиана Нурышева. По ее словам, этот фестиваль создан для диалога.
«Мы существуем под девизом – культура диалога, диалог через культуру. Страны специально отбирают фильмы, которые отражают их быт, обычаи и нравы. Народы, которые в массовом сознании зачастую предстают дикарями и террористами, могут рассказать о себе. Показать ту грань, которую мы не увидим в обыденной жизни», – добавляет она.
Свои работы на кинофестиваль привозят режиссеры со всех концов света: представлены Франция, Германия, США и Австралия. И менее известные в кинематографическом мире страны: Саудовская Аравия, Турция, Иран и Египет. В нынешнем году в конкурсную программу попало 39 фильмов (пятнадцать во внеконкурсной программе): игровые, документальные, анимационные, полнометражные и короткометражные.
Российский кинематограф представляют две ленты, но обхватывающие одну наиболее болезненную точку:
Первый фильм «Иван, сын Амира» – это история двух разных людей и миров под названием «Иван, сын Амира». Девушки из Севастополя и ее возлюбленного, выходца из узбекского кишлака, имеющего двух жён. Второй фильм «Отхончик. Первая любовь». Он куда более романтичный и гораздо менее серьезный. Это современная интерпретация «Ромео и Джульетты», где главной проблемой первой юношеской любви стал пресловутый нацвопрос, который так актуален для сегодняшней России.
У каждой страны свои проблемы в любви и быту, и зритель увидит фильмы про сенегальскую этику, любовь по-черкесски, и примирение по-сербски…
В последний момент организаторы фестиваля заявили еще одну картину для участия и представили её как «абсолютный когнитивный диссонанс» для зрителя. Душераздирающая драма сенегальского режиссера о жестоких традициях дальних уездов. О быте семей, попавших в плен нищеты и безнадеги.
Такие семьи встречаются в любой стране, среди различных конфессий.
Но режиссер взял конкретную семью мусульман, и сам того не ведая показал ее некую неуловимую особенность. За все время фильма, ни один из его героев не повысил не то, что руку, даже голоса на своих родных и близких.
Среди новшеств, в этом году появились две параллельные программы: «Сделано в Узбекистане» и «Сделано в Татарстане», чтобы показать зрителям давно утерянные и потому малоизвестные работы национального кинематографа.
Далее, организаторы планируют добавить подобную программу по Казахстану и Киргизии.