Согласно новому, необыкновенно быстро принятому закону «О российском образовании», введение школьной формы переходит в компетенцию руководства школы. В некоторых регионах родителям все же удалось найти компромисс с педагогами, но в большинстве школ ситуация остается весьма напряженной.
Напомним, что скандал вокруг школьной формы, вернее головного убора школьниц, разгорелся в Ставрополе в прошлом учебном году. Руководство местной школы неожиданно запретило ученицам-мусульманкам приходить на занятия в хиджабах. Причина была веская – оказывается, эти головные уборы наносят «огромный урон» учебному заведению. (Заметьте, скандалы с ЕГЭ в регионе не нанесли никакого вреда местному образованию!). По сути, платок был приравнен к зеленому знамени ислама…
После долгих разбирательств, дошедших до Верховного суда страны, и был принят закон «О российском образовании», по которому школам были предоставлены полномочия самим решать «проблемы внешнего вида» учащихся.
Ставропольский край
В Ставропольском крае дирекция школы (с которой и начался весь скандал!), получив официальные полномочия, требует от школьниц снять платки. Произвол, получивший права закона, как правило бывает лишен милосердия и благоразумия. Правда, и девочки проявляют невиданную стойкость и не желают снимать хиджабы.
Елена Синяева, мама одной из учениц села Нины, рассказала WordYou.Ru, что на летних каникулах к ним домой приходил директор школы, уговаривал смириться с новыми правилами и не поднимать шум. Следом за ним явился и заместитель прокурора – он не уговаривал, но предупреждал.
«Они могут давить на нас сколько угодно. Наши девочки не пойдут против веры, и снимать хиджаб не будут – это исключено», – говорит Елена.
По словам Муслима Сулейманова – его дочь Алина из-за запрета на хиджаб теперь вынуждена обучаться на дому, — по сути новый закон и старый директор школы села Иргаклы лишили его ребенка конституционного права на образование. Отец не знает, как идти в школу в первый учебный день. «Наверное, Алине придется постоять в стороне, не привлекая к себе внимание, — говорит Муслим. — А потом будет, как и другие девочки из мусульманских семей, учиться экстерном».
Башкирия
Еще более запутана ситуация и в Башкирии: власти вроде пытаются показать свою толерантность к мусульманам, но и супротив воли Путина, видимо, идти не хотят. И мечутся, как Фигаро, «то тут, то там, то черт знает где». Сочиняют замысловатые акты о головных уборах и прочей одежде с религиозным оттенком, которые «не рекомендуется» носить в школах. То есть, официально не запрещают. Но на прямой вопрос родителей, что будет делать власть, если руководство школы запретит ученицам носить головной убор – прямого ответа не дают.
Обеспокоенные родители написали письмо президенту Башкортостана Рустэму Хамитову с просьбой «еще раз пересмотреть вопрос о ношении хиджаба». И очень надеются, что он все-таки решит эту проблему.
Но, честно говоря, надежды мало. Для чиновника Кремль — это главный хиджаб, в строго идеологическом значении этого слова.
Дагестан
В отличие от Хамитова, врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов доходчиво озвучил свою позицию: «Это их традиции — пусть ходят» – говорил он в своих многочисленных интервью. К новому учебного году, по его поручению, Минкультуры совместно с муфтиятом разработали близкую к дагестанским традициям и доступную по цене форму для всех учащихся.
«Ношение хиджаба носит принципиальный характер в Дагестане. Мы понимаем, что если Министерство образования или руководство школы посмеет его запретить – они потеряют большинство учащихся, просто загонят сами себя в тупик. Поэтому школьницы спокойно могут идти 1 сентября в головном уборе, как того требует наша религия», – заявил главный муфтий махачкалинской мечети Мухаммад — Расул Саадуев.
Татарстан
Не менее находчивыми оказались и жители Татарстана, которые пришли к выводу, что платок – это отнюдь не религиозная одежда, а обычный современный аксессуар. И если требование нового закона обязывает носить форму «светского характера», то и хиджаб не выходит за его рамки.
Местное правительство оказалось не против, уточнив лишь, что головной убор не должен иметь «травмирующую фурнитуру».
«Можно по-разному обыграть ситуацию, смотря, что вы подразумеваете под хиджабом. Это платок, аксессуар к одежде. А аксессуары, как мы знаем, даже в советские времена не регламентировались. Родители сами выбирают, нужен ли к форме аксессуар. И если да, то девочки могут спокойно идти в школу с покрытой головой», – сказал WordYou.RU первый заместитель Муфтия Татарстана Рустам — хазрат Батров.
В настоящий момент в Татарстане родители спокойно собирают детей на занятия, не переживая, что руководство школы будет грозить пальцем и применять методы давления. А если и попытаются, мусульманские семьи вправе заявить об ущемлении своих прав.
Раздевание разрешено, а одевание — нет?
А ведь странно получается. Один из кандидатов в мэры Москвы заявил, что в случае своей победы разрешит парад геев на Красной площади. А тут в школу запрещают ходить в платке. Может, здесь дело в том, что за геев заступается Запад, а за хиджаб Восток?
Кстати. Пока не придуман закон, регламентирующий уровень раздевания в школах, и мини-юбки и декольте там переходят в необразовательный формат. Но вот одевание у нас почему-то взято под строгий контроль.