Конкурентами Юнус-Бека Евкурова на выборах стали вице-спикер ингушского парламента Магомед Татриев и глава ингушского отделения партии «Справедливая Россия», депутат Назрановского горсовета Урусхан Евлоев. Эти две кандидатуры, по официальной версии, утверждены Кремлем. Услышав эти имена, ингуши недоуменно переглядывались, задавая друг другу вопросы — кто это? как это? Путин знает Татриева и Евлоева? Но шок от этой новости прошел довольно быстро. Местные жители начали строить версии, почему именно Татриев и Евлоев, а не Зязиков или кто-то из братьев Гуцериевых?
Ингушский правозащитник Магомед Муцольгов написал у себя в блоге: « Татриев — наш президент!» и привел обоснование своей поддержки кандидатуры вице-спикера. Татриев, по словам Муцольгова, парламентарий с 14 летним стажем законотворчества и вполне себе проходная кандидатура, пользующаяся поддержкой коллег — депутатов.
Не менее интересные доводы можно было услышать и в поддержку Урусхана Евлоева. Евлоевы — крупнейший тейп в Ингушетии, их больше 60 тысяч человек и нет на свете ингуша, который не состоял бы с ними в родстве разной степени близости. Вместе с племянниками, зятьями, снохами, сватами и кумами Евлоевы составляют не меньше 70 процентов жителей республики. Урусхан Евлоев, в случае его избрания главой республики, станет не только лидером нации, но и зятем, братом, племянником, дядей практически каждому ингушу.
Но все это обсуждалось лишь законченными оптимистами или местными острословами. Подавляющее большинство ингушей хорошо помнят постановочный съезд народа Ингушетии, прошедший 20 апреля, и 196 его делегатов, проголосовавших за отмену прямых выборов, которых глава «Единой России» по Ингушетии Зелимхан Евлоев пересчитал за 10 секунд. Не говоря уже о республиканском парламенте, который называют в народе « Театр теней» и который быстренько проштамповал решение об отказе от прямых выборов главы республики.
Свадебные генералы на выборах?
Фарс, который называли выборами главы Ингушетии, стал развиваться согласно законам жанра. 21 августа в республику прилетела заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева. Сразу по прилету она заявила, что приехала познакомиться с регионом и поддержать кандидатуру … Юнус-Бека Евкурова на голосовании в Народном Собрании РИ. Возможно, ее просто забыли предупредить о том, что ее партия выдвинула кандидатом на эту должность Урусхана Евлоева. А, может, и не забыли. Ведь ни руководство «Справедливой России», ни ее ингушское отделение не выступили с опровержением или хотя бы объяснением загадочной позиции Дмитриевой.
Никакой предвыборной компании никто не вел. Как выразился несколько месяцев назад Юнус-Бек Евкуров: «У меня нет времени участвовать в предвыборных потягушках». Видимо, его нет и у других кандидатов, или же они прекрасно понимают, что их назначили чисто техническими фигурами, о чем даже забыли уведомить руководство их партий в Москве.
Дмитрий Медведев, премьер-правдоруб
А правду сказать решился один человек. Имя этого человека — Дмитрий Анатольевич Медведев. Во время своего визита в Пятигорск премьер-министр России, рассуждая об особенностях северокавказской политики, заявил: «Я считаю, что везде должны быть выборы. Другое дело, что в тех случаях, когда политическая культура еще несколько иная, мы можем установить какой-то переходный период для этого».
То есть, ингуши и дагестанцы — единственные народы России, которых лишили права выбирать себе глав, не доросли еще до прямых выборов. Непонятно только, почему сотни тысяч ингушей и дагестанцев, живущих в российских регионах, но являющихся носителями иной культуры, не лишили права и там выбирать себе губернаторов?
Кремль совершает большую ошибку, лишая Ингушетию права выбора руководителя региона. Евкуров, чей авторитет тает с каждым днем, после такого «избрания», возможно, потеряет последние остатки народной поддержки. А он ему нужен для управления неспокойной Ингушетией не меньше, чем федеральные финансовые вливания в его на 80% дотационную республику.