Алексей Навальный — известный борец с режимом, икона хипстеров, националистов и либеральной интеллигенции. Собственно говоря, сплав националистического и либерального дискурса не должен вводить в заблуждение. Такой симбиоз вполне себе обычный факт не только на наших широких просторах. Вспомним, детоубийцу Брейвика, который является убежденным либералом и националистом, ненавидящим исламскую идентичность и являющимся сторонником расовой и этнической сегрегации, поклонником Израиля и фашизма.
Основной лейтмотив предвыборной кампании всех основных кандидатов — это борьба с гастарбайтерами, ужесточение линии поведения по отношению с иностранцами, мусульманами. Этот же мотив стержневой и у основного претендента на победу — Сергея Собянина. Антимусульманская, антимигрантская риторика стала определяющей в информационном поле и общественном дискурсе. Эта тема неприлично выпячивается, общественному мнению навязывают негативный образ приезжих, нагнетается страх и истерия вокруг кавказцев, среднеазиатов. Многочисленные облавы на рынки, мечети, места скопления иммигрантов должны усилить эффект.
Таким образом, идет аккумуляция ядра электората поддержки режима. Национализм-лайт становится стержневым элементом стратегии Кремля по формированию и закреплению собственной базы поддержки.
Москва — оплот власти и недовольства властью
Москва всегда была и остается главным оплотом недовольства властью. На последних президентских выборах столица дала самый маленький процент за Путина. Столичная «фига в кармане» свойственна не только Москве, другие мегаполисы мира также критичны по отношению к своим руководителям. Внимание властей к своему главному городу понятно — именно здесь зачастую сконцентрирована ударная группировка интеллектуальной элиты, отсюда идет творческий и общественный импульс всей стране. Столица задает тон, потом этот резонанс подхватывает остальная страна. Да и в целом, кто контролирует столицу, тот и держит власть.
Здесь и электорат особенный, избалованный, надышавшийся свободным европейским воздухом. Выбор Путиным Собянина на пост градоначальника далеко не случаен. Ему в кресле мэра ключевого города страны нужен в доску свой, преданный человек. Путин понимает, что дальше оппозиционные настроения будут только расти, его поддержка будет стремительно таять. И Москва неизбежно будет стоять в авангарде «болотных» процессов. Лужков-то вон имел собственные политические амбиции, которых он особо и не скрывал. Собянин же подчеркнуто аполитичен, «безоговорочно предан вождю партии и государства».
Либерал или национал-популист?
Другой кандидат, и как бы главный оппонент Собянина, представитель либерального крыла истеблишмента Алексей Навальный свою предвыборную программу выстроил на жесткой критике властей и опять-таки на иммигрантской теме. Хотя в его официальной программе этот вопрос не так категоричен, как его публичные выступления ранее. Положение нелегальных мигрантов он называет рабским и призывает навести порядок в этой сфере. При этом «борец с коррупцией» призывает ужесточить контроль за местами компактного проживания мигрантов, предотвратить появление «криминальных национальных гетто». Но самое главное то, что он выходит за пределы компетенции столичного градоначальника и выступает за ограничение миграции и введение визового режима со странами Средней Азии.
Данный тезис является определяющим в понимании взглядов Навального — политика. Ибо как либерально-демократический политик, он наоборот должен был бы выступать за защиту интересов трудовых мигрантов, за помощь в создании их профсоюзов, содействие в защите их социальных, гражданских прав, полноценной адаптации в российское общество. Конечно, все это не так просто и требует колоссальных человеческих, энергетических, временных ресурсов. Но в развитых странах демократические партии шли именно по такой намеченной стратегии.
Но Навальный идет путем элементарного национал-популизма: запретить, ужесточить, не допустить. Что удивляться, если в прошлом, да и в настоящем тоже, он пуповиной связан с националистическим движением? Навальный был одним из организаторов «русских маршей». Организовывал национал-демократическое движение «Народ» и сам себя относил к «нормальным русским националистам».
Собственного говоря либерал-фашист Навальный никогда и не скрывал своих взглядов. «Надо признать, что мигранты, в том числе и выходцы с Кавказа, зачастую едут в Россию со своими очень своеобразными ценностями, — откровенничал нынешний кандидат на пост мэра столицы многонациональной страны в интервью журналу GQ. — Например, в Чечне женщин, которые ходят без платков, расстреливают из пейнтбольного ружья. Потом эти чеченцы приезжают в Москву. А у меня здесь жена и дочка. И мне не нравится, когда люди, которые говорят, что женщин нужно расстреливать из пейнтбольного ружья за то, что они без платочков ходят, устанавливают здесь свои порядки».
Фаворит Госдепа и… Кремля?
Вопрос в том, для чего его поддерживает определенная часть нынешнего режима. Ситуация с приговором по делу «Кировлеса», когда по требованию прокуратуры Навальный был выпущен из заключения на следующий день после оглашения приговора, вызвала настоящий шок у общественности. Выходит, что Навальный стал серьезной фигурой российского политического пространства и кто-то поступательно толкает его на самый олимп. Помогает, содействует, подсказывает. И эти покровители сидят не только в Госдепе США, но и в самом Кремле и Белом доме.
Думаю, что из Навального лепят нового лидера на случай, если нынешняя власть начнет безоговорочно сыпаться. И тут всплывет фигура борца с эти режимом, который всем хорош: либерал — для Запада, националист — для внутреннего потребления, юрист — по тем, кто еще тоскует по тандему юристов Путину и Медведеву… Вот только приход к власти либерального нациста будет означать развал страны и утрату суверенитета.
Руслан Айсин, политолог